Забудьте все, что вы знаете о самой знаменитой картине в мире: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи (1503-1517). По словам французского ученого Паскаля Котта, который уже более 10 лет анализирует картину с помощью технологии отражения света, Мона Лиза скрывает под ней еще один портрет.
Как сообщает Би-би-си, самым удивительным из находок Котта является то, что натурщица на оригинальной картине, найденной под ней, не имеет и следа загадочной улыбки, которая возвела портрет да Винчи в категорию мифа.
Натурщик тоже смотрит в сторону, а не на зрителя, как Мона Лиза, которую мы знаем и любим сегодня.
На знаменитой картине была использована световая технология
Новаторская технология Котта называется методом усиления слоев (LAM) и позволила ему сделать множество новаторских открытий. Он работает, проецируя серию интенсивных огней на произведение искусства, в то время как камера измеряет отражения.
В прошлом году он уже вызвал волну среди историков искусства, когда сообщил, что другой шедевр да Винчи, "Дама с горностаем" (1489-90), был написан не в один, а в три четко дифференцированных этапа.
Паскаль Котт. Слева-цифровая реконструкция того, что он якобы обнаружил под Моной Лизой.
"Техника лам дает нам возможность чистить картину, как луковицу, удаляя поверхность, чтобы увидеть, что происходит внутри и за различными слоями краски”, - сказал он тогда Би-би-си.
Чрезвычайно важно, что эта “новая” Мона Лиза имеет последствия также с точки зрения личности няньки. В течение многих лет спорили о том, могла ли женщина на картине быть Лизой Герардини, женой флорентийского торговца шелком, матерью да Винчи или даже китайской рабыней.
Котте, еще больше усложняя ситуацию, сказал Би-би-си: "Когда я закончил реконструкцию Лизы Герардини, я был перед портретом, и она совершенно отличается от Моны Лизы сегодня. Это не та же самая женщина.”
Однако не все согласны с Коттом. Эксперт по Да Винчи Мартин Кемп, почетный профессор истории искусства Оксфордского университета, сказал Би-би-си: [изображения Котте] гениально показывают, о чем, возможно, думал Леонардо.
Но мысль о том, что существует эта картина, как она скрывалась под поверхностью, несостоятельна. Я не думаю, что есть такие сдержанные стадии, которые представляют разные портреты. Я рассматриваю это как более или менее непрерывный процесс эволюции. Я абсолютно убежден, что Мона Лиза-это Лиза.”
Выводы Котта будут представлены в документальном фильме под названием "Тайны Моны Лизы", который будет транслироваться на Би-би-си два.
Известный историк искусства Эндрю Грэм-Диксон, который стоит за документальным фильмом, сказал об открытии: "я не сомневаюсь, что это определенно одна из историй века.”
Это может быть уже второе заявление менее чем за две недели, которое меняет общие взгляды на знаменитые произведения искусства да Винчи.
В конце ноября известный британский художник-фальсификатор Шон Гринхалг публично заявил, что является автором картины "La Bella Principessa", 150 миллионов долларов, приписываемой Леонардо да Винчи.