
В то время как широко распространенное ожидание состояло в том, что Джо Байден принесет позитивные изменения в состояние двусторонних отношений США с Россией и Китаем, уже стало очевидно, что единственным изменением, которое принесет администрация Байдена, будет относительно повышенное внимание к военным аспектам двусторонней напряженности. Хотя военный аспект напряженности никогда не был менее важным, ожидается "торговая война" между США и Китаем превратиться в "войну военных ресурсов". Россия тоже ощущает напряженность в отношениях с США. Недавно сообщалось, что заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что Москва не ожидает ничего хорошего в отношениях с “глубоко враждебными” США при новой администрации Джо Байдена, добавив далее, что “мы движемся от плохого к худшему. Следующий президент США остался с плохим наследием, и ему потребуется много времени, чтобы разобраться в этом.” В то же время тот факт, что многие чиновники администрации Байдена пришли с наследием русофобии, означает, что будущей администрации будет гораздо труднее придать позитивный оттенок отношениям, чем это было бы в противном случае. Россия, соответственно, все больше координирует свои действия с Китаем.
США под руководством администрации Байдена готовятся перенести свое внимание на восточное и Южно-Китайское моря. Это рассматривается как путь к оживлению не только американского военного присутствия вокруг Китая, но и его отношений с бывшими союзниками, включая Японию. Россия и Китай, чувствуя усиление военного давления США в ближайшие месяцы, уже начали объединять свои ресурсы, чтобы бросить вызов американским планам.
В этой связи совместное воздушное стратегическое патрулирование, проведенное военно-воздушными силами России и Китая 22 декабря над Японским и Восточно-Китайским морями, делает большое заявление в геополитике Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай направил четыре бомбардировщика H-6K, а Россия - два бомбардировщика Ту-95. Военные самолеты сформировали строй и патрулировали Японское и Восточно-Китайское моря. Это, вероятно, станет обычным делом.
Усиление российско-китайской координации происходит на фоне усиления военной активности США в регионе. Только в декабре месяце корабли ВМС США предприняли определенные шаги в районе Южно-Китайского моря. 19 декабря USS Mustin провел транзит через Тайваньский пролив, а 22 декабря группа готовности к десантированию ВМС США (ARG), состоящая из USS Makin Island и USS Somerset (LPD 25), патрулировала Южно-Китайское море и провела “незаписанные” учения с боевыми стрельбами.
Реакция России и Китая на действия США свидетельствует о том, что оба государства не желают подчиняться американской идее одностороннего мирового господства. В то время как администрация Трампа, как известно, следовала “Америка прежде всего” и начала “торговую войну” с Китаем, решимость администрации Байдена покончить с “Америкой прежде всего” и оживить “Азиатский стержень” по своей сути включает военную конкуренцию и попытку установить доминирование США. Это происходит как в Южно-Китайском море, так и в Черноморском и Балтийском регионе.
В своем недавнем последнем брифинге для иностранных военных атташе в Москве начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал Валерий Герасимов заявил, что “значительное увеличение числа визитов кораблей НАТО в Черное, Балтийское и Баренцево моря вызывает тревогу. Кроме того, выросло количество полетов стратегической авиации США.” Он также отметил, что” до сих пор не было никакой реакции (со стороны НАТО) " на российские предложения по ослаблению военной активности вдоль линии взаимодействия Россия-НАТО на взаимной основе.
Герасимов также отметил, что:
“Произошло значительное увеличение военных бюджетов стран НАТО, дальнейшее укрепление их военного потенциала. Учебная деятельность войск альянса осуществляется с ярко выраженной антироссийской направленностью, в которую все чаще вовлекаются страны, не входящие в блок. Отмечается рост провокационной активности вблизи российских границ. Продолжается неконтролируемое наращивание потенциала противоракетной обороны, что оказывает существенное влияние на баланс сил, давая одной стороне преимущество в применении стратегических вооружений.”
Это показывает, что США и альянс НАТО по-прежнему в значительной степени предрасположены к конфронтации с Россией, и эта конфронтация, вероятно, станет доминирующим лицом отношений США с Россией и Китаем в эпоху Байдена. Это недавно подтвердил генерал армии США Марк Милли в разговоре с The Brookings, где он сказал, что США хотят “остаться в конкуренции великих держав”, следя за тем, чтобы эта конкуренция не превратилась в ядерную.
Для США, однако, объединение России и Китая против США является серьезным вызовом, особенно из-за того, что объединенная военная мощь России и Китая будет слишком сильной, чтобы США могли противостоять ей и эффективно противостоять. Только за последние несколько лет китайский Си Цзиньпин и российский Владимир Путин встречались более тридцати раз, почти всегда решая выступить против гегемонии и односторонности.
Кроме того , как показал недавний доклад Пентагона, военная модернизация Китая превосходит США по ряду важнейших военных аспектов, и эта модель, скорее всего, сохранится в ближайшие годы, что еще больше сократит доступное пространство для США для реализации своих планов мирового господства.
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".