alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Томас де Мезьер: Россия остается главной угрозой для НАТО (SRF, Швейцария)

Бывший министр обороны и внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер в интервью швейцарскому SRF рассуждает о кризисе в НАТО и мерах, которые принимаются для его решения. Среди членов альянса разгораются внутренние конфликты: например, одни считают рекомендуемую политику по России слишком жесткой, другие же — слишком мягкой.

НАТО в кризисе. Китай и Россия все более энергично играют роль противников. Вместе с тем растет и напряженность внутри западного военного альянса. Президент Франции Эммануэль Макрон и вовсе сказал, что НАТО находится в коме. После этого альянс создал экспертную группу под руководством американского дипломата, а также бывшего министра обороны и внутренних дел ФРГ Томаса де Мезьера.

SRF: Как вы относитесь к высказыванию Макрона о «коме» НАТО — как к злостной провокации или необходимому сигналу к пробуждению?

Томас де Мезьер: Пойду на компромисс. Это был необходимый сигнал к пробуждению. И в то же время это была провокация, которая привела к конструктивному результату. Необычно, когда президент государства таким образом провоцирует, но в этом случае это помогло.



— Результатом стал доклад, содержащий 138 предложений по реформированию альянса. Каково основное направление?

— С одной стороны, речь идет о том, что обстановка в мире изменилась, с другой стороны — об отношениях партнеров по НАТО между собой. Последней стратегической концепции НАТО десять лет. В ней Россию называли партнером. Слово «Китай» там вообще не встречалось. Новые технологии еще не играли большой роли.

НАТО необходима новая стратегическая концепция. И во внутренних отношениях 30 стран-членов волеизъявления как будто заморожены, ритуализованы, в них не хватает жизни.

— НАТО критикуют за то, что она слишком медленно принимает решения. Какой совет вы можете дать?

— Эта критика лишь отчасти оправдана. После террористических атак 11 сентября в Нью-Йорке НАТО объявила о применении 5-й статьи менее чем через 24 часа. В других случаях все действительно происходит слишком долго. Это связано с принципом консенсуса.

— Принцип единогласия необходимо смягчить?

— Нет, мы долго это обсуждали. Но решение о применении 5-й статьи мы должны принимать только единогласно. Однако это предполагает, что каждый не будет настаивать на своем мнении. Поэтому мы предлагаем усилить роль генерального секретаря НАТО. И возможность, чтобы в будущем те или иные члены НАТО могли что-то делать, не принуждая остальных к участию. И право вето в будущем только на министерском уровне.

— НАТО будет чаще выступать в роли «коалиции желающих»?

— Этой формулировки мы избегаем из-за негативных воспоминаний о войне в Ираке. То есть все должны одобрить операцию под эгидой НАТО, но не обязательно всем принимать в ней участие. Так мы быстрее сможем принимать решения, не ждать самую медленную лошадь в конюшне.

— Теперь НАТО предстоит определить в стратегии новое место Китая. Какое именно?

— Мы не хотим, чтобы НАТО стала не просто трансатлантическим, а еще и тихоокеанским альянсом. Это уже перегиб. Но НАТО должна понимать, что Китай теперь мировая держава с глобальными лидерскими притязаниями. И что территория НАТО может оказаться под угрозой, например, из-за межконтинентального оружия. Есть более мягкие формы влияния, например, доступ к западной инфраструктуре. НАТО необходима концепция общения с Китаем и более тесного стратегического партнерства с демократиями в регионе.

— Россия после окончания холодной войны считалась партнером НАТО. Как альянсу следует относиться к России в будущем?

— Мы предлагаем двойной подход: сдерживание и диалог. Убедительное сдерживание во всех сферах — от традиционной до ядерной. Вместе с тем мы хотим укрепить Совет Россия-НАТО, таким образом предлагая диалог.


Мы считаем, что есть возможность для диалога в областях контроля над вооружениями, новых технологий, искусственного интеллекта или использования космического пространства. Вместе с тем мы в НАТО должны вплотную заняться гибридными угрозами, исходящими от России, — такими как милитаризированные формирования или кибератаки. Россия остается главной угрозой для НАТО.

— Какой была реакция на предложения по реформам?

— Отклик очень положительный. Но прежде всего у небольших государств есть сомнения по поводу сокращения числа единогласных решений. Рекомендуемую позицию в отношении к России некоторые считают слишком жесткой, другие же — слишком мягкой.

— То есть вы надеетесь, что все поддержат реформы, хотя с некоторыми членами НАТО сейчас возникают сложности?

— Надеюсь. У нас в экспертной группе есть очень уважаемый представитель Турции. Группа единогласно одобрила доклад. У 30 стран-членов разные интересы. Нужно рассматривать НАТО в том числе и как дискуссионный форум на тему политики безопасности. Это может быть новая роль альянса.

— С США при президенте Джо Байдене будет проще?

— Ответ многих удивит: я считаю, что будет сложнее. Раньше европейцы могли многое отвергать, потому что это исходило от Трампа. Но когда то же самое говорит друг альянса — например, что мы должны взять под прицел Китай или больше делать для собственной безопасности — мы не можем просто сказать, что не считаем это хорошей идеей. Основной курс американской политики безопасности все тот же, но меняется тональность — нам станет удобнее, но и сложнее.



ИноСМИ
Tags: Германия, КНР, НАТО, Российская Федерация, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments