alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Вячеслав Манягин: Иван Грозный - святой великомученик. Об этом свидетельствуют документы XVII века

В одном из своих интервью покойный патриарх Алексий Второй назвал первого русского царя Ивана Грозного "тираном" и "убийцей". А на Архиерейском соборе РПЦ МП, прошедшем осенью 2004 года, на царя с резкой критикой обрушился митрополит Ювеналий, который возмущался тем, что в церкви нашлись люди, считавшие Ивана Грозного святым. Митрополит сказал в своем выступлении, что «почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитания как святого в русском церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем». Эта точка зрения была принята в РПЦ как официальная. Однако она противоречит имеющимся историческим фактам и документам.

Во-первых, еще в 1876 году выдающийся русский богослов и историк Церкви архиепископ Сергий (Спасский) издал свой капитальный трехтомный труд «Полный месяцеслов Востока», который был переиздан РПЦ в 1997 году по благословению того же Алексия Второго. Эта книга полностью опровергает то, что сказал митрополит Ювеналий и подтверждает тот факт, что царя Ивана Грозного православные издавна почитали как святого.


"Полный месяцеслов Востока" в трех томах. Издание 1997 года. Фото из открытых источников

В третьем томе «Полного месяцеслова Востока», в приложение 3 архиепископ Сергий приводит алфавитный список святых, которых он охарактеризовал так: «Русские святые и вообще особенно богоугодно пожившие, находящиеся в рукописных святцах или в разных исторических памятниках, но не канонизованные…» Среди имен этих святых архиепископ Сергий приводит и имя царя Иоанна IV. На с. 561 третьего тома он пишет: «Иоанна, царя, обретение телеси июня 10. 1621», добавляя, правда, что «имена их [не канонизированных святых] внесению в месяцесловы для общего употребления и календари не подлежат». То есть в церкви им молиться пока нельзя, но можно молиться им "келейно" - во время домашней молитвы. Наличие таких "неканонизированных" святых связано с тем, что в послепетровской России процесс причисления к лику святых латинизировался на католический манер (стал "канонизацией") и порвал с древнерусской традицией, в результате чего множество древних русских местночтимых святых, как пишет архиепископ Сергий (Спасский) "хотя и чтились прежде, но пришли в забвение".

Но откуда же автор «Полного месяцеслова Востока» взял сведения о почитании в древности Ивана Грозного в лике святых? В предисловии к его труду издательство "Православная энциклопедия" дает высокую оценку научной значимости книги и пишет, что автор перечитал и изучил всю существующую литературу по агиологии— иностранную, новогреческую и русскую, а также запустил в научный оборот массу нового материала, который до того пылился на полках библиотек. Так вот как раз в таком вновь открытом научном материале архиепископ Сергий и нашел сведения о святости первого русского царя.

Источник этих сведений - Святцы Коряжемского монастыря, или, по нашедшему их исследователю - Святцы Ундольского. В.М. Ундольский (1816-1864) - известнейший исследователь древнерусской старины, первый публикатор "Задонщины", обнаружил эти Святцы в Коряжемском (Корежемском) Николаевском мужском монастыре, который был основан в 1535 г. на р. Вычегде в Вологодской губернии. Святцы эти хранились в Румянцевской библиотеке (сейчас — Российская государственная библиотека) в фонде Ундольского, где и были обнаружены академиком Е.Е. Голубинским и использованы затем архиепископом Сергием (Спасским) при написании своего труда.


Святцы Ундольского (РГБ). Фото из коллекции автора

В этих Святцах под 10 июня записано следующее (см. фото): «В той же день обретение святого телеси великомученика царя Иоанна». То, что речь тут идет именно о царе Иване Грозном, подтверждают как архиепископ Сергий в «Полном месяцеслове Востока» , так и академик Голубинский в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» (1894). Святцы Ундольского, подлинность которых подтверждена архиепископом Сергием (Спасским) и академиком Е. Голубинским, столь неопровержимо свидетельствуют об истинном отношении народа и Церкви в конце XVI — начале XVII вв. к царю Иоанну Грозному как к русскому святому, что современная официальная историческая наука и церковные иерархи предпочитают попросту замалчивать этот документ.

Благоверный и христолюбивый Богом венчанный великий Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея Великия России, многих государств Государь и Самодержец. Фреска из Грановитой палаты Московского Кремля. Фото из коллекции автора. Фреска создана в к. XVI в. и восстановлена при императоре Александре III

Надо обратить особое внимание на то, что в Святцах о царе говорится не просто как о благоверном и христолюбивом государе, но как о великомученике. Чин великомученика в православной церкви присваевается святому из числа тех, которые перенесли особенно тяжкие мучения за веру, закончившиеся смертью. Наверно, наши далекие предки в начале XVII века знали какие-то подробности из жизни (и смерти) царя, которые позволили им назвать Ивана Грозного великомучеником.

То, что царь и его семья были отравлены, на сегодняшний день уже ни для кого не секрет (в своей книге "Грозный. Апология русского царя" я публикую таблицу содержания ядов в останках каждого из членов царской семьи, неопровержимо подтверждающую факт их убийства). Иван Грозный был непримеримый борец с латинской ересью, за что и был убит пособниками папского легата Антонио Поссевино, посетившего Россию в год смерти (отравления) наследника русского престола царевича Ивана Ивановича и за полтора года до смерти самого царя Ивана Грозного.

Поссевино пытался уговорить Ивана Васильевича принять унию с католическим Римом, но царь категорически отверг это предложение. Возвратившись в Италию, Поссевино заявил, что русскому царю недолго осталось жить. Удивительная прозорливость, если только яд, которым отравили Ивана Грозного и его сына, не был передан самим же Поссевино отравителям русского царя. Учитывая этот нюанс, мы можем сделать вывод, что долго болевший и мучившийся от отравы царь именно по этой причины назван в Святцах великомучеником, перенесшим за православную веру мучения даже до смерти.


Под этой плитой под полом Архангельского собора Кремля покояся мощи первого царя Святой Руси. А наверху стоит парадный, но пустой саркофаг. Фото из открытых источников

Мощи царя, день обретения которых и пришелся на 10 июня, что отмечают Святцы, до сих пор хранятся в дьяконнике Архангельского собора Московского кремя. Сюда, к гробнице Ивана Грозного, до самого 1917 г. приходили простые русские люди - отслужить по царю панихиду и попросить помощи в своих делах, требующих справедливого суда.


Источник
Tags: Иван Грозный, История России, История человечества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment