
Недавняя стычка между российскими войсками и американскими оккупантами на северо-востоке Сирии помогла подчеркнуть все более шаткую позицию Вашингтона не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке.
После попытки блокировать российскую военную технику американские войска оказались буквально распаханы с пути, а над ними нависла подавляющая российская авиация.
После жалоб на то, что американские войска были “ранены” в этом инциденте, и осуждения России за “небезопасные и непрофессиональные действия”, Соединенные Штаты объявили, что они развертывают больше войск и военной техники для усиления своей незаконной оккупации сирийской территории.
США также заявили, что их постоянное присутствие в Сирии официально направлено на противостояние и ликвидацию самопровозглашенного "Исламского государства" (ИГ), но официальные отчеты, которые ведутся правительством США и Министерством обороны США почти ежедневно, предоставляют широкий и постоянно меняющийся ряд оправданий.
20 сентября твиттер-аккаунт "врожденной решимости" объявит об этом:
Боевые машины Брэдли обеспечивают быструю гибкость, необходимую для защиты важнейших нефтяных ресурсов.
Регион, который занимают США, также является местом, где добывается большая часть сирийской нефти, и американская "защита" этих ресурсов является частью более широкой стратегии – не бороться с ИГИЛ, а отказать сирийскому государству, которое устранило ИГИЛ со всей территории, которую оно контролирует – как энергию, так и доходы от своих собственных природных ресурсов.
По сути, США в Сирии ослабляют сирийское правительство, которое возглавляет борьбу с ИГИЛ, и провоцируют конфронтацию с Россией, которая играет ключевую роль в оказании Дамаску помощи в борьбе с ИГИЛ, "ан-Нусрой" и другими филиалами "Аль-Каиды".
США находились в Сирии целый год до того, как Дамаск пригласил Россию оказать помощь в операциях по обеспечению безопасности против ИГИЛ и филиалов "Аль-Каиды" в 2015 году. Российские военные оперативно начали бомбить линии снабжения, питающие ИГИЛ и другие террористические группировки из-за сирийской границы в Турции. Боеспособность ИГИЛ быстро рухнула и остается изолированной в очагах, ставших недоступными из-за продолжающейся американской оккупации сирийской территории.
Микрокосм более широкого провала БВСА Америки
Конфронтация с Россией и решение усилить американское военное присутствие в Сирии-это всего лишь микрокосм более широкой борьбы Америки за сохранение своего агрессивного превосходства над Ближним Востоком и Северной Африкой (БВСА).
Несмотря на начало 21-го века с подавляющим военным присутствием в Афганистане и Ираке и расширением своего участия в регионе в 2011 году через спроектированную США “арабскую весну”, американская мощь и влияние заметно ослабли. Его попытки контролировать практически все аспекты внутренней политики Ирака потерпели неудачу перед лицом иракцев, ищущих альтернативные связи с соседним Ираном.
В то время как Вашингтон успешно сверг правительство Ливии в 2011 году, он не смог сделать то же самое в Сирии. Она не только не смогла свергнуть сирийское правительство, но и превратила страну в вектор для альтернативных формирующихся мировых держав, чтобы противостоять и свернуть американское влияние в регионе. В первую очередь это касается России, а также Ирана и Китая.
Если на рубеже веков сотни тысяч американских войск не смогли преобразовать регион в пользу Вашингтона, то его провокационные, но небольшие действия на востоке Сирии вряд ли что-то изменят сейчас.
На этом фоне продолжается и конфронтация Вашингтона с Ираном. Его создание, а затем предсказуемый выход из “иранской ядерной сделки” разоблачили США как злонамеренного глобального игрока, действующего недобросовестно. Его попытки оказать давление и изолировать Иран все больше трансформировались в более широкую кампанию по давлению и принуждению растущего числа стран по всему миру, заинтересованных в торговле и нормальных отношениях с Тегераном.
У США остается все меньше и меньше карт для игры в регионе и, в частности, в Сирии. Если Сирия и ее союзники смогут найти способы обойти экономические санкции, которые США используют, чтобы опустошить сирийскую общественность и подорвать способность Дамаска обеспечить поражение ИГИЛ – США останутся с пустыми руками, перенапряженными и незащищенными в восточных пустынях Сирии.
Чем более конфронтационными будут отношения Вашингтона с Сирией, Россией и Китаем, тем легче будет каждой из этих стран оправдать действия, предпринятые для сохранения и защиты своих коллективных интересов, а также привлечь на свою сторону больший процент мирового сообщества, чтобы поддержать их в этих усилиях. Стабильность - это главный ключ к процветанию. Внешняя политика Америки в полной мере показала себя глобальным двигателем нестабильности, который стоит даже ее предполагаемым союзникам социально-экономических возможностей и стабильности.
Внешняя политика США неустойчива. Те, кто все еще помогает ей, включая Турцию, готовятся к прямым столкновениям, которых Сирия и ее союзники будут активно избегать – а в случае успеха – просто окружат, отсекут и пустят куда подальше присутствие этих незваных иностранных сил, оккупирующих сирийскую территорию. Хотя уже слишком поздно для того, чтобы американский “сирийский проект” когда-либо преуспел в своей первоначальной цели смены режима, еще не слишком поздно для него отказаться от своей злобной кампании по погружению региона, его народа и их союзников в трясину, которая только еще больше оставит Вашингтон и его союзников изолированными и бессильными на мировой арене.
Тони Карталуччи, базирующийся в Бангкоке геополитический исследователь и писатель, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”.