alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Владимир Бокарев: Индонезия – центр «гуманного пиратства»



Малаккский пролив между островом Суматра и Малайским полуостровом – стратегический коридор, соединяющий Индийский и Тихий океаны, по которому поддерживается морское сообщение между Европой, Африкой и Восточной Азией. Через Малаккский пролив осуществляется до 25% всех морских грузоперевозок в мире. Учитывая количество судов с ценными грузами, проходящих через него каждый день, а также не самый высокий уровень жизни в Индонезии и Малайзии – государствах, занимающих Суматру, большую часть Малайского полуострова и другие соседние острова, неудивительно, что в этом районе процветает такое, казалось бы, забытое в большинстве регионов Земли явление, как пиратство.

В период с 2012 по 2017 гг. Индонезия являлась мировым лидером по пиратским нападениям, обогнав по этому показателю даже Сомали. Это следует из доклада, опубликованного Международным морским бюро в 2017 г. Только за тот год в индонезийских водах было зафиксировано 43 пиратских нападения. Правда, в 2018 г. Индонезия временно уступила пальму первенства Нигерии, но все равно понятно, что проблема пиратства в Малаккском проливе стоит довольно серьезно.

Тем не менее, индонезийское пиратство – это не тот жестокий, высокотехнологичный и сверхдоходный промысел, который привыкли понимать под словом «пиратство» европейцы. Нападения происходят не вдали от берега в открытом море, а в территориальных водах. Подвергаются атакам только небольшие суда. Кровавых боев с применением артиллерии и уничтожением всей команды захваченного корабля здесь не бывает. Скорее это можно назвать «вооруженными ограблениями на море»: пираты отнимают у команды деньги и мобильные телефоны, забирают с кораблей ценное оборудование и т.д.

Так, в феврале 2018 г. в Малаккском проливе был захвачен буксир. Ранним утром, незадолго до рассвета, четверо людей подплыли к судну на моторной лодке и подводном скутере, забрались на борт по веревке с крюком и достали мачете. Угрожая своим оружием, они связали машиниста и ограбили судно. Так происходит большинство нападений. Иногда команду берут в заложники и отпускают за небольшой выкуп, иногда моряков высаживают в море на шлюпке и угоняют судно, но в любом случае пираты стараются избежать жертв.

Вдоль всего Малаккского пролива на индонезийском побережье расположены небольшие бухты, в которых местные жители – лодочники и рыбаки из подручных средств оборудовали причалы, зачастую незаконно. В этих неофициальных портах и в расположенных рядом с ними городах и обитают пираты. Большинство из них – представители беднейших слоев населения. Они используют обычные лодки, оборудованные мотором, и хозяйственные мачете в качестве оружия. Хорошо зная местность, они прячутся в прибрежных зарослях и высматривают небольшие, слабо охраняемые суда, которые подошли слишком близко к опасному берегу. Нападают преимущественно ночью.

Среди этих людей распространена вера в магию, поэтому колдовство, приносящее удачу в нападениях, – отдельная и прибыльная сфера бизнеса на индонезийском побережье. Многие пираты пользуются популярностью среди населения. Известен случай, когда один из пиратских вожаков построил на награбленные средства деревню и мечеть. Пиратством занимаются не только жители прибрежных сельских районов: безработная молодежь из больших городов также сбивается в банды и пытает счастье в морском разбое. Бедность и безработица в Индонезии стабильно поставляют кадры криминальным организациям. Если «деревенские» пираты – это группы знающих друг друга местных жителей, большинство из которых преступным путем пытается увеличить свои скудные средства к существованию, то «городские» банды, состоящие из выходцев с разных концов Индонезии, не связанных родственными и соседскими узами, более мобильны и амбициозны, и больше соответствуют современным представлениям об организованной преступности.

У индонезийских пиратов есть связи с транснациональной преступностью: например, известны случаи, когда пиратскую команду нанимали из-за рубежа специально чтобы разграбить судно конкурирующей фирмы.

Конечно, пиратство в Малаккском проливе – неприятное явление, однако оно приносит не так много зла, как кажется. Пираты не убивают людей, убытки владельцев угнанных кораблей и украденных грузов возмещаются страховыми компаниями, а потери страховых компаний компенсируются за счет того, что чем больше происходит случаев ограбления судов, тем больше владельцев судов и грузов желают застраховать свое имущество. Поэтому правительство Индонезии пока не спешит с крупномасштабной компанией, призванной положить конец пиратству на своих берегах.

Главное опасение международной общественности, связанное с индонезийским пиратством – возможность распространения среди пиратов идей радикального исламизма и установления связей между ними и международным террористическим подпольем. Почти 90% 270-миллионного населения Индонезии исповедует ислам, и около 13% индонезийцев проживает за чертой бедности. Такая ситуация может способствовать распространению экстремизма, особенно среди людей, уже привыкших к незаконной деятельности. Тем не менее, несмотря на то, что Индонезия уже не раз становилась мишенью для террористических атак в 2000-2016 гг., сотрудничества между террористическими группировками и местными пиратами пока не наблюдается. По мнению специалистов, для такого сотрудничества нет предпосылок, – пираты заинтересованы в сохранении интенсивного транспортного потока через Малаккский пролив, а разгул терроризма непременно снизит поток торговых судов и привлечет в регион множество военных из разных стран, которые быстро положат конец пиратской вольнице. Кроме того, задача террористических актов – чтобы пострадало как можно больше мирного населения, а этого всегда проще добиться на суше, чем на море, атакуя корабли с небольшими командами. Поэтому угроза сотрудничества индонезийских пиратов с террористами пока не велика.

Тем не менее правительству Индонезии необходимо отслеживать ситуацию и принимать меры по социально-экономическому развитию страны. Индонезийское пиратство само сойдет на нет, когда будут устранены бедность и безработица среди населения, сначала в прибрежных районах, а потом по всей стране.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Tags: Индонезия, Пиратство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments