Самая первая автомобильная пушка колесного типа была разработана во Франции, в этой же стране появилась знаменитая 155-мм САУ «Цезарь» (CAESAR). Данная разработка французской индустрии вооружения повлекла за собой развитие колесных артиллерийских орудий в глобальном масштабе и дала огромные возможности для развития самоходных гаубиц. Блестящих успехов в разработке молодого поколения колесных САУ добилась Россия, отличным примером, иллюстрирующим это, может стать показанная недавно САУ «Мальва». 152-мм колесная самоходная артиллерийская установка 2С43 «Мальва» была сконструирована в Центральном научно-исследовательском институте. Она выгодно выделяется на фоне других моделей российских самоходных орудий, таких как 2С40, 2С41 «Дрок» и 2С42 «Лотос».
Средство ведения огня у САУ 2С43 «Мальва» располагается, так же, как и у других гаубиц на колесном шасси. Орудие оснащено трехкамерным дульным тормозом и гидравлической системой для уменьшения отдачи. Сама пушка имеет длинную направляющую трубу, дальность стрельбы может превышать 40 километров, в минуту она способна производить восемь выстрелов. В САУ заложена возможность дистанционного управления из удаленного мобильного пункта, что позволило значительно улучшить характеристики, связанные с ведением огня. Россия славится своими обширными территориями, поэтому САУ «Мальва» обладает малым весом, хорошей маневренностью и шестиметровым корпусом, благодаря чему ее можно перевозить состоящими на вооружении транспортными самолетами, например, Ил-76 или Ан-124. Все это облегчает задачу по стратегической переброске САУ 2С43 «Мальва».
Запуск снаряда происходит с традиционной поднимающейся и опускающейся гидравлической подножки, которая также является сошником. Находясь на ней, военнослужащие осуществляют все манипуляции. Судя по устройству задней части САУ, в ней применяется полуавтоматическая система заряжания. По сравнению с полностью автоматической, она немного снижает скорострельность, но в то же время уменьшает вес и расходы.
Как и на 152-мм гусеничной САУ 2С19 «Мста-С», на 2С43 используется гаубица 2А64. Данное орудие полностью развито и находится на вооружении уже много лет, к тому же использование его в качестве огневого элемента САУ 2С43 позволило сильно снизить себестоимость производства. Выбор не пал на популярную некогда гаубицу 2А88 именно из-за ее тяжелого веса.
Все изменилось, «Мальва» наконец стала российским CAESAR
Сложно назвать САУ «Мальва» полностью новым образцом вооружения. Еще в октябре 2019 года по Рунету разлетелись снимки проекта самоходной артиллерийской установки на колесном шасси, а также фрагменты модели, которые благодаря общему сходству вполне могли бы стать российской версией САУ CAESAR, однако процесс разработки российской самоходной гаубицы был полон трудностей.
Учитывая технологическую мощь российской артиллерии, с технической точки зрения стране было несложно создать самоходную артиллерийскую установку. Однако из-за отсутствия интереса к данному виду вооружения страна создала только береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 и невероятно простую колесную САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ».
Внешне береговое орудие А-222 похоже на автомобильную пушку. В качестве базы в нем используется автомобиль МАЗ-543 с колесной формулой 8×8, на котором установлен 130-мм артиллерийский комплекс, соединивший в себе технические и конструкторские решения, характерные для корабельной автоматической пушки АК-130 и самоходной гаубицы 2С19. Орудиями А-222 в сочетании с береговыми ракетными комплексами «Бастион-П» оснащают главным образом береговые войска ВМФ для запуска противокорабельных ракет с берега.
САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» — это автоматическая турель от гусеничной гаубицы «Коалиция-СВ» с 152-мм пушкой 2А88, поставленная на внедорожное шасси КамАЗ-6560 с колесной формулой 8×8. Все это сильно улучшило характеристики САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ»: она обладает высокой степенью автоматизации турели и большой скорострельностью, к тому же длина ствола новейшей пушки 2А88 составляет 52 калибра, а дальность высокоточной стрельбы достигает около 40 километров.
Данный образец вооружения имеет вполне очевидные недочеты — большой вес и затраты. Собственный вес пушки 2А88 составляет 35 тонн, что сильно снижает ее мобильност, а автоматическая турель по современным расценкам на рынке вооружения обходится весьма недешево и представляет собой вызов для российской экономики. И все же стране необходимо обеспечить вооружением и военной техникой многочисленные войска, заменить устаревшие пушки на новые. В такой ситуации Россия нуждается в дешевых и эффективных САУ на колесном шасси для восполнения дефицита и замены все еще состоящих на вооружении пушках на прицепах.
К тому же российская артиллерия превосходно показала себя в ходе гражданской войны на Украине в 2014 году и последовавшей за ней войне в Сирии. Нагрузка на Вооруженные силы, возросшая после этого, способствовала интенсификации разработки недорогих колесных САУ. Эти машины разработаны не только для того, чтобы соответствовать требованиям российской армии, но и для сохранения определенного количества самоходных артиллерийских установок в рядах Вооруженных сил. А также, что самое главное, работа по созданию колесных САУ станет хорошей тренировкой для ее разработчиков. Учитывая ситуацию в стране, прибыль от торговли оружием занимает значительное место в рамках ВВП России. В настоящее время колесные САУ, такие как французский «Цезарь» (CAESAR) или шведский «Арчер» (Archer) пользуются популярностью на международном рынке вооружения и хорошо продаются. Как крупный поставщик вооружения, Россия со своими колесными САУ не может не ухватить лакомый кусок этого «торта».
САУ «Мальва» показала могущество и силу российской армии
Устройство самоходной артиллерийской установки 2С43 «Мальва» помогает ей быстро развертываться и свертываться, время перехода из походного в боевой режим не превышает одну минуту. В отличие от обычных пушек, процесс перемещения и заряжания снаряда в САУ может проходить практически без помощи человека, что в значительной степени экономит время и человеческие ресурсы. В соответствии с боевой обстановкой, колесная САУ может быстро поменять направление и повернуться лицом к противнику, расположившемуся у нее за спиной. За короткий промежуток времени машины способна повернуться на 180 градусов и молниеносно отреагировать на ситуацию. САУ «умнее» обычной пушки, высокий уровень информатизации достигается благодаря возможности переносить на себе большое количество электронного оборудования. Французская САУ CAESAR оснащена трехкоординатной системой инерциальной навигации и позиционирования «Сигма-30» (Sigma 30), которая снабжает орудие данными о точном местоположении цели. Основываясь на результатах радиолокационного наблюдения, внутренняя система управления огнем осуществляет опознавание цели и определение ее принадлежности к дружественным войскам или силам противника, а система автоматической передачи данных поддерживает связь и обмен данными между САУ и вышестоящим командованием.
Принятие на вооружение новой колесной САУ станет большим достижением для российской артиллерии. Данное орудие не только обладает повышенной живучестью, стратегической маневренностью, оно также стало лучше реагировать в условиях экстремальной ситуации. Во время войны в Сирии САУ проявила себя не только в крупных сражениях, но и в уличных боях, оказывая мощную огневую поддержку. Легковесная колесная гаубица обладает хорошей маневренностью и отлично подходит для передвижения по дорогам со сложным рельефом.
Тип боеприпасов, применяемых пушками зависит от ситуации. Например, французская САУ «Цезарь» располагает разными снарядами для определенных обстоятельств. Могут использоваться гранаты, снаряды с насадкой для истечения донных газов, картечь, управляемые ракеты, мины, дымовые и осветительные снаряды.
Во время Сирийской и Афганской войны российские военные поняли все недостатки стационарных артиллерийских орудий, например, их недостаточную мобильность. Главное преимущество колесных САУ не в огневой мощи, а в маневренности. При помощи транспортного самолета С-130 одну САУ CAESAR с боеприпасами можно перевезти из Франции в Африку. Для самоходного артиллерийского орудия, передвигающегося на колесном шасси, достаточно всего лишь наличие проходимой дороги. Отличная стратегическая и тактическая мобильность колесных САУ подходит для современной артиллерии, от которой требуется переместить орудие на дальнее расстояние, быстро нанести удар и удалиться. Колесные САУ увеличили мощь и скорость обеспечения поддержки со стороны артиллерии. Учитывая все преимущества этих орудий, их принятие на вооружение поможет российской армии еще более уверенно чувствовать себя в рамках локальных вооруженных конфликтов.
Колесная САУ — мощное орудие, способное приспосабливаться к ситуациям на фронте. Улучшение маневренности и жизнеспособности самоходной артиллерийской установки сделало из нее более совершенное средство поддержки на поле боя и более наглядно раскрыло понятие «бога сухопутной войны».
ИноСМИ
А это не против Китая.
Edited at 2020-08-26 09:47 (UTC)