?

Log in

No account? Create an account
alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Как будут убивать вашу промышленность: памятка белорусам

На днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). Электрички с гордыми латышскими буквами RVR до сих пор кое-где катаются по территории бывшего СССР. Расскажу, как он умер.

В начале 1990-х в Латвию пришла «независимость» и вместе с нею — полный дикий жирный капитализм. «Рижская вагонка» тогда чувствовала себя вполне неплохо. У этого предприятия был огромный задел на будущее, просто фантастический. Кто занимался бизнесом, тот знает, что главное в бизнесе — лояльность клиентов, чтобы купившие у вас какую-то вещь «зависли» на ваших товарах-услугах надолго. А вот представьте: у вас есть такой бизнес, который автоматом обеспечивает лояльность ваших клиентов на полвека, отмечает на портале Rubaltic.ru. эксперт Юрий Алексеев.

И РВЗ имел таких клиентов на территории с населением в 300 миллионов! Электрички с буквами RVR на морде до сих пор еще кое-где катаются по всей территории бывшего СССР. Дело в том, что подвижной состав железных дорог имеет срок службы 30–50 лет. Да, именно так, ЖД — очень консервативный вид транспорта. Но каждые 5 лет вагоны требуют среднего ремонта, каждые 10 — капитального. Каждые 20 — модернизации.

А куда клиент пойдет ремонтировать свою обветшавшую электричку? Да к производителю, конечно! Тем более что для этого не надо совершать каких-то сложных манипуляций. Подцепил пару-тройку требующих ремонта поездов к тепловозу (хоть в Москве, хоть в Ташкенте, хоть во Владивостоке) — и через неделю они уже в Риге, и над ними колдуют опытные мастера от производителя. Меняют колесные пары, моторы, обновляют салоны.

Первые годы латвийской независимости у РВЗ не было проблем с заказами. Новые электропоезда бывший СССР закупать перестал, денег не стало. Но зато увеличились заказы на ремонты. Ремонты — дело верное, клиент деньги платит — куда ж он денется? Но на ремонтах нельзя жить вечно: можно долго латать штаны, но приходит момент, когда их пора менять на новые…

И вот в 2010-х для РВЗ наступил момент, когда заказов на ремонт почти не стало. Штаны износились окончательно. А что было взамен у РВЗ новенького? Да ничего! Дело в том, что начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут «эффективные менеджеры», которые «разовьют латвийский железнодорожный гигант» до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам…

А «эффективные менеджеры» первым что сделали — упразднили конструкторское бюро, которое рисовало на своих кульманах новые проекты электричек. Зачем им инженеры-конструкторы? Они только даром хлеб едят! А зачем им производительные цеха? «Эффективные менеджеры» снимали сливки с ремонтов. А заодно, сокративши территорию завода за счет производительных цехов, отдали ее в аренду под склады-магазины-бани.

И вот теперь тема «эффективности» этого менеджмента окончательно исчерпалась. Последние жалкие остатки великого РВЗ на днях банкротировали. Вы будете смеяться, но по территории современной Латвии ездят электрички — самые древние во всей Европе, а возможно, и в Азии. Те самые — RVR. Сто раз латаные-перелантаные, с десятью слоями краски на боках, произведенные еще в 1970-х годах. А богоспасаемая Латвия сейчас проводит «конкурс» на закупку электричек-трамваев на Западе. Страна/республика СССР, имевшая свой профильный огромный завод!

Обратный пример. В Минске есть такой завод — «Белкоммунмаш». Там было все наоборот. При СССР это городское коммунальное предприятие занималось текущим ремонтом городских трамваев-троллейбусов. Меняло сиденья, порезанные хулиганами, сгоревшие лампочки в фарах… А в конце 1990-х оно начало производить: сначала — троллейбусы, потом — трамваи. Из обычной городской ремонтной мастерской это предприятие стало производителем.

Сейчас их техника уже катается по 40 городам России и других стран; сам ездил в Питере на «белкоммунмашевском» троллейбусе — хороший троллейбус. А в самих Минске, Гомеле, Витебске других-то и нет.

Я бывал на «Белкоммунмаше» 4 раза. Первый раз в конце 1990-х, последний — в конце 2010-х. Своими глазами видел, как растет это предприятие. Трудно, напрягаясь, но растет… В этой жизни ничего не бывает просто. В современной жизни так: если ты — покупатель, тебя оближут со всех сторон, только плати деньги. Если ты — производитель, то тебя всегда и везде захотят убить.

Делайте выводы, братья белоруcы. ВПК



Tags: Белоруссия, Варварский Запад, Кризис развития, Латвия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments