alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

ПАК ВТА — тяжёлый транспортный самолёт с фюзеляжем овального сечения

Минобороны РФ определилось с ключевыми тактико-техническими требованиями для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). В настоящее время открыта научно-исследовательская работа (НИР) по определению его характеристик. Создание аванпроекта поручено вести ПАО «Ил». По плану подготовить его необходимо к декабрю 2020 года. С 2021-го планируется начать следующий этап — опытно-конструкторские работы (ОКР). Об этом пишут "Известия".

По информации издания, техническое задание требует учесть при создании аванпроекта ПАК ВТА предыдущие опытно-конструкторские работы "Ильюшина" как головного КБ Дивизиона транспортной авиации, а именно: ОКР по созданию военно-транспортного самолёта М-60, воздушного танкера Ил-78М-90А, а также наработки, полученные при модернизации Ан-124.

Презентация семейства пассажирских и грузовых самолётов под общим наименованием М-60 демонстрировалась в 2017 году на МАКС в павильоне ОАК, а также на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

Макет концепции самолётов М-60 с овальным фюзеляжемПавильон ОАК, Ле Бурже, 2017 год
Макет концепции самолётов М-60 с овальным фюзеляжем
Павильон ОАК, Ле Бурже, 2017 год

Особенность концепции семейства самолётов М-60, разработанной в ОКБ Мясищева (АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева»), заключается в несущем фюзеляже овальной формы в поперечном сечении с прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением, консоли которого установлены по обеим сторонам от силовой установки, размещённой в верхней хвостовой части фюзеляжа. В ОКБ Мясищева рассказали, что такая компоновка обеспечивает универсальность схемы и позволяет применить её к воздушным судам различного назначения и размерности, и кроме того, даёт возможность самолёту базироваться как на аэродромах с искусственными ВПП, так и на грунтовых площадках.

У версии М-60ВТ (2007-2009 гг.) в конструкцию закладывалось верхнее расположение крыла и размещение двигателей не сверху хвостовой части фюзеляжа, а под крылом. В качестве силовой установки предполагалось использовать четыре двигателя НК-93 тягой 18000 кгс или ПС-90 тягой по 16000 кгс каждый. Расчётная дальность полёта с двигателями НК-93 - 5050 км, с двигателями ПС-90 - 4200 км. Взлётный вес машины - 190 тонн, максимальная полезная нагрузка - 60 тонн.

М-60ВТ - тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 60 т. с несущим овальным в поперечном сечении фюзеляжем
М-60ВТ - тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 60 т. с несущим овальным в поперечном сечении фюзеляжем

В 2014 году инженеры "Мясищева" проработали ещё одну версию - М-60ВТМ. Здесь планировалось использовать два двигателя ПД-30 тягой 32560 кгс в верхней хвостовой части фюзеляжа. Взлётный вес воздушного судна - 230 тонн, максимальная полезная нагрузка - 80 тонн, максимальная дальность полёта - 4000 км.

Транспортный самолёт двойного назначения М-60ВТМ.Полезная нагрузка 80 т, дальность 4000 км.
Транспортный самолёт двойного назначения М-60ВТМ.
Полезная нагрузка 80 т, дальность 4000 км.

В результате проведённых исследований, в ОКБ Мясищева пришли к выводу, что несущий фюзеляж овальной формы воспринимает на расчётных режимах 20-25% аэродинамической нагрузки крыла большого удлинения (12-12,2). Для самолёта М-60ВТМ был доказан высокий коэффициент использования полезного объёма грузовой кабины, что приводит к уменьшению потребных габаритов фюзеляжа и снижению аэродинамического сопротивления.

Что касается наработок по модернизации "Руслана" до версии Ан-124-100М, то ещё в 2018 году сообщалось, что переоборудование строевого самолёта на ульяновском "Авиастар-СП" и проведение испытаний обойдётся примерно в 3,5 млрд рублей. Эти работы планируется завершить к 2022 году.

В техническом задании указано, что лётно-технические характеристики модернизированного Ан-124, скорость и высота полёта, а также геометрические размеры самолёта останутся прежними. При этом Ан-124-100М получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), включая прицельно-навигационный пилотажный комплекс, бортовой комплекс связи, бортовую информационную систему. Также модернизации подлежат десантно-транспортное оборудование, система электроснабжения, светотехническое, кислородное, бытовое оборудование и рабочие места членов экипажа. Дополнительно на самолёте будет установлен бортовой комплекс обороны, предназначенный "для индивидуальной защиты самолёта от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения ракет".

В техническом задании на модернизацию говорится, что бортовой комплекс обороны должен в автоматическом режиме обеспечивать защиту самолёта от поражения в одной атаке с вероятностью не ниже 0,9 следующими ПЗРК: "Стингер", "Мистраль", "Игла". В ходе модернизации "должны быть реализованы меры по снижению оптической, радиолокационной, лазерной, акустической заметности, а также радиозаметности. Там же указано: "Созданный научно-технический задел должен быть использован для создания перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА)".

По информации "Известий", с технической комплектацией ПАК ВТА военное ведомство и промышленность определятся к концу года, но уже известно, что по грузоподъёмности и дальности машина будет немного уступать Ан-124. На определение параметров перспективного самолёта и создание его аванпроекта «Ильюшиным» уже потрачено не менее 250 млн рублей.

В тактико-технических требованиях к НИР указаны обязательные требования, которые выдвинуло к новому самолёту Минобороны. Одно из них — возможность дозаправки топливом в полёте от воздушных танкеров Ил-78. Ранее подобная технология для больших военно-транспортных самолётов в нашей стране не применялась. Грузоподъёмность ПАК ВТА должна быть не менее 80 т, дальность полёта 5 тыс. км. Длина его грузового отсека будет не менее 27,5 м. Ширина и высота — 5,8 и 4,4 м соответственно, что говорит о поперечном сечении фюзеляжа в форме эллипса у будущего самолёта.

ПАК ВТА оснастят четырьмя турбореактивными двигателями тягой в 20–25 тыс. кгс. Они дадут самолёту возможность летать на высотах до 12 км и крейсерской скорости 850 км/ч. Однако о проектировании подобного двигателя (ПД-23?) никакой информации пока не было, его ещё только предстоит создать. В качестве претендента в документации указывается перспективный ПД-35, который сейчас разрабатывается.

Аванпроект также требует учесть возможность базирования ПАК ВТА на грунтовых и снеговых аэродромах. На это способны все современные самолеты отечественной военно-транспортной авиации. Минобороны поставило задачу разработать машину, способную перевозить все возможные виды вооружения и технику, которые вообще предназначены для переброски авиацией. В техническом задании указана не только техника сухопутных войск, ПАК ВТА должен брать на борт вертолёты и самолёты, включая истребители МиГ-31БМ, комплексы ПВО и радары радиотехнических войск, а также обеспечивать выброску воздушного десанта.

"Известия" сообщают, что по данным справочника The Military Balance 2020, в составе российских ВКС остается 11 действующих Ан-124 и четыре турбовинтовых Ан-22. Оба этих типа самолёта активно применяют для снабжения российской военной операции в Сирии. Часть тяжёлой военной техники может быть доставлена только этими бортами. Наиболее массовые Ил-76 не используют, например, для перевозки современных танков.

Таким образом можно утверждать, что ПАК ВТА получит аэродинамическую компоновку во многом схожую с концепцией М-60, в частности овальный в поперечном сечении фюзеляж. Самолётные системы, бортовое РЭО и системы радиоэлектронной борьбы самолёт получит из наработок по модернизации Ан-124.

Источник

Tags: Авиастроение, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments