alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Как передасть власть над каждым человеком и Россией спецслужбам Запада? Легко! Лишь нажми кнопку

«Цифровая диктатура»: Власть в России может стать анонимной


Государственная Дума продолжает обсуждение проекта закона о Едином федеральном информационном регистре (ЕФИР) – главном хранилище всех данных обо всех гражданах. Если и когда планы правительства воплотятся в жизнь, мы окажемся в другой стране, в которой государство знает о гражданах больше, чем они сами, причём в режиме реального времени.

Не только коронавирус

Коронавирус не только заразил десятки тысяч наших сограждан и обрушил экономику (по последним данным, сокращение ВВП России в номинальном исчислении при расчёте «от месяца к месяцу» составило в апреле 28%, а при пересчёте на реальные цены не менее 20% – примерно столько же, сколько во всех развитых странах). Проклятая зараза ещё и заполонила информационное пространство, почти полностью лишив нас возможности обсуждать что-то, кроме количества заболевших, погибших и выздоровевших, выплат врачам и плана создания вакцины, времени отмены карантинных ограничений и опасности этого шага. Между тем пандемия отнюдь не отменила всю остальную жизнь. Более того, именно сейчас происходит обсуждение некоторых вопросов, значимых не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. Стратегических вопросов развития российского общества.


Да, Государственная Дума нужна не только для одобрения сиюминутных предложений президента и решений правительства, направленных на разрешение кризисной ситуации. Парламент нужен России для того, чтобы определять будущее на десятилетия вперед.

Может быть, самый важный из обсуждаемых сегодня путей развития – закон о Едином федеральном информационном регистре (ПФЗ № 759897-7) – обсуждается в Думе уже в третьем чтении. Он предполагает создание единого реестра, содержащего все сведения о гражданах, включая как данные из их государственных документов, так и, например, данные с камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц, кредитные истории, сведения о штрафах и т. п.

Интересно, что проект был внесён в Госдуму правительством России ещё 23 июля 2019 года (то есть инициатива принадлежала предыдущему составу правительства во главе с Дмитрием Медведевым) и в первое время обсуждался довольно вяло. Он прошёл первое чтение в сентябре 2019 года, затем довольно долго обсуждался в профильном комитете – а затем вдруг обсуждение резко активизировалось. С середины апреля 2020 года обсуждение законопроекта можно считать одним из ключевых сюжетов в работе нынешнего состава российского парламента.


Чем бы ни было вызвано ускорение работы, несомненно одно: законопроект о ЕФИР вызвал к жизни весьма принципиальные споры.

Кстати, эти споры демонстрируют, что парламент – всё-таки место для дискуссий, в том числе и дискуссий депутатов от правящей партии и российского правительства.

ЕФИР – сладкий, как зефир?
Сторонники закона упирают, в основном, на те удобства, которые ЕФИР создаст для каждого человека в его взаимоотношениях с государством. В самом деле, сейчас каждый из нас во взаимоотношениях с различными госорганами имеет дело с разными базами данных. Помимо прочего, это выражается в количестве документов и справок, которые мы обязаны предоставлять в эти органы по разным надобностям.


В самом деле, у каждого из нас есть свидетельство о рождении с уникальным номером, паспорт – тоже с уникальным номером, свидетельство о браке (необходимое, несмотря на то, что брак зафиксирован в паспорте), ИНН (уникальный номер которого никак не связан с остальными и постоянно теряется, когда нужен), карточка социального страхования (уникальный номер которой, опять же, никак не связан с остальными документами и не припоминается никакими силами), карточка обязательного медицинского страхования (привязанная к базам данных какой-то страховой компании и зафиксированная в базах данных Минздрава конкретного региона). У мужчин – ещё и военный билет, а до него – приписное свидетельство из военкомата.

Спасёт ли ЕФИР от груды бумажек?

Это как минимум, но этого ещё совершенно недостаточно: диплом об образовании, трудовая книжка, водительские права и документы о праве собственности на недвижимость, не дай Бог, удостоверение инвалида… А ещё документы, связанные с нашими счетами в банках, кредитной историей…

Всякий раз, когда нам необходимо получить бумажку в каком-то ведомстве (и даже не обязательно государственном, мало ли, счёт нужно открыть в банке), мы обращаемся туда (ещё спасибо, если без очереди, записавшись заранее через «Госуслуги») с грудой других бумажек, перед тем в ужасе их перебирая и сканируя-копируя.

Представьте себе, как будет хорошо и удобно, когда ЕФИР будет сформирован и заработает, – говорят нам сторонники закона. К 2025 году у каждого из нас будет всего один номер во всего одной, всеобъемлющей базе данных, сведения в которую (родился, учился, женился, взял кредит, устроился на работу, уволился, переехал и т. д.) будут добавляться по ходу жизни. Каждый из нас, обращаясь куда угодно, получит возможность, по сути, просто назвать себя – и дальше ведомство уже будет знать, чем именно нам помочь (ведомства же существуют для того, чтобы нам помогать, не правда ли?).

Никаких больше специальных ящиков для документов в квартире! Одна карточка размером с банковскую, в ней чип, а в чипе – всё, что нужно. Ну, может, только загранпаспорт отдельным документом. Красота! Удобство!

Для человека. А для государства – возможность сокращения расходов, увольнения лишних столоначальников, ускорения решений по множеству важных для граждан вопросов, прежде всего, конечно, связанных с социальной помощью. Ну и со штрафами и налогами, конечно, как без них.

Зефир отравлен?
Противники законопроекта, которых достаточно много, приводят разные доводы. Многие (и действительно очень многие, особенно верующие православные) вспоминают про «число зверя» и уподобляют будущий номер человека в будущем едином регистре печати антихриста. Для многих сторонников ЕФИР и для тех, кто в вопрос не вникает, это становится чем-то вроде красной тряпки – ах, мракобесы, «число зверя» им не нравится! Другие отмечают, что раздражать и напрягать на пустом месте «уникальным номером» достаточно большое количество людей нет необходимости – поскольку уже существуют ИНН, номер паспорта или СНИЛС, каждый из которых можно привязать к записи в ЕФИР.

Но есть и другие аргументы, которые не выходят за рамки «светской логики» и относятся к политике, праву и безопасности. Наиболее полно их представил в своей записке, отправленной председателю Государственной Думы и опубликованной 20 мая, один из самых известных наших IT-специалистов Игорь Ашманов.

В обширном документе он указал на несколько недостатков законопроекта, которые, по его мнению, требуют возвратиться к первому чтению.

ЕФИР будет означать, в сущности, создание в России нового вида власти – цифровой власти. Все сведения о гражданах окажутся в одном месте, во власти людей, которых никто не избирал, назначение которых на должности будет техническим, то есть непрозрачным.

При этом закон о ЕФИР, по мнению Ашманова, вступит в противоречие с целым рядом других федеральных законов, включая главу 2-ю Конституции, гарантирующую неприкосновенность частной жизни и № 152-ФЗ о защите персональных данных.

В случае принятия закона гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом.

Хуже того, хотя по проекту закона гражданин может в любой момент получить информацию из ЕФИР сам о себе, он не может знать, кто ещё (на законных основаниях, безо всяких несанкционированных утечек, без коррупции, а коррупция в таком деле более чем возможна) пользуется информацией о нём.

Как IT-специалист, Ашманов не ограничился правовой критикой законопроекта. Он утверждает, что предлагаемая система может оказаться уязвима, распространение информации о каждом конкретном гражданине может оказаться неконтролируемым.

Критики законопроекта добавляют к этим (вполне обоснованным и заслуживающим внимания) возражениям, что, помимо информации об обычных, рядовых гражданах, существует и информация, представляющая собой государственную тайну и информация, которая должна быть особо охраняемой. К примеру, персональные данные военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, тем более сотрудников спецслужб, гражданских служащих, имеющих доступ к секретной информации, должны храниться как-то иначе, так сказать, с большим количеством степеней защиты. В существующем законопроекте этот вопрос не рассматривается.

Таблицы поправок
Ашманова и других принципиальных противников закона его сторонники обвиняют в «радикализме». Однако противоЕФИРные аргументы очень серьёзны и не остались без внимания в самой Госдуме – это подтверждают и эксперты-правоведы, работающие по заказу нижней палаты парламента. Так, в одном из заключений указывается, что законопроект в случае его принятия может создать существенные угрозы национальным интересам России и угрозы утечки персональных данных. Кроме того, эксперты полагают, что в настоящее время в России просто нет государственного органа, функционал которого позволял бы в полной мере исполнять новой закон. Иначе говоря, на сегодня создание и поддержание ЕФИР просто некому поручить. Он выходит «межведомственным», ничейным, тем самым одноглазым ребёнком у семи нянек.

Группа депутатов Государственной Думы, принявших активное участие в обсуждении, подготовила к третьему чтению существенные поправки.

Если их принять, часть возражений противников закона станет неактуальной. Так, в поправках предлагается «закрепить соблюдение принципов обработки персональных данных, гарантированных федеральным законом»; закрепить «недопустимость ограничения прав и свобод человека в связи с отсутствием о нём сведений в федеральном регистре»; закрепить принцип неприкосновенности частной жизни; закрепить независимость регистра от иностранных производителей оборудования и программного обеспечения (очень важный пункт, если нас волнует тема государственных секретов). А главное – сделать невозможным внесение дополнительных данных в ЕФИР без согласия гражданина.

Другие поправки минимизируют разнородность данных о человеке в едином регистре, выводят за скобки ЕФИРа воинский учёт, семейное положение, постановку на учёт по безработице. Конечно, это делает ЕФИР несколько менее всеобъемлющим и функциональным (сколько бумажек нужно гражданину? – всё-таки больше одной), но зато ограждают некоторые аспекты жизни человека от внимания некоторых государственных органов, а также от доступа «специальных органов», скажем так, иных государств.

Государственным органам – правительству то есть – от этого лишнее неудобство. Человеку, очевидно, лишняя безопасность. В конце концов, правительству ведь не нужно знать о нас всё. Достаточно знать столько, чтобы собирать налоги, не так ли?

Тем более не нужно знать о нас не просто всё, а вообще всё никем не контролируемой, самоназначенной и неведомо кому отчитывающейся анонимной «цифровой диктатуре».

(Visited 162 times, 2 visits today)
Tags: Агрессивное невежество, Безопасность государства, Защита информации, Преступная безответственность, Цифровизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments