alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

О некоторых итогах введения карантина в Индии





INDA34221





Уровень присутствия фактора “пандемии SARS COV-2” в современных глобальных процессах продолжает возрастать, не желая пока выходить на знаменитое теперь “плато”. Снова подчеркнём главное: неожиданно возникшая беда, обрушившаяся на всё человечество и оказавшаяся в фокусе его забот и внимания, почти никак не отразилась на характере мировых политических процессов.

Как велись, так и продолжаются опасные игры вокруг “Тайваньской проблемы”, сегодня одной из ключевых и самых рискованных на глобальном игровом столе. SARS COV-2 стал лишь одним из промежуточных факторов в долгосрочной “Тайваньской проблеме”.

Более того, сам фактор коронавируса уже “берётся на вооружение” в политических целях. Как, повторим, на уровне межгосударственных отношений, так и внутри отдельных стран.

В первую очередь это относится к ведущим державам, где “инструментальный” характер SARS COV-2 во внутриполитических процессах особенно заметен. Достаточно сослаться на нынешнего «мирового лидера».

Эпидемия короновируса стала важным фактором внутриполитической жизни и Индии. При том что общая картина с заболеваниями в стране от SARS COV-2, если её строить на базе официальных данных, пока выглядит несопоставимо более благоприятно, чем в США и Европе.

На конец апреля число выявленных заражённых в Индии (не забудем, что речь идёт о стране с населением, превышающем 1,3 млрд человек) составило 26270 тыс. (+1750 за сутки), из которых 821 умерли (+43 за сутки) и свыше 5-и тыс. выздоровели. У 80% заражённых либо отсутствуют признаки заболевания коронавирусом, либо они выражены в слабой форме. Оговоримся, что (как и везде) в Индии существует проблема интерпретации приведенных данных.

В частности, в последнее время обсуждаются вопросы достоверности тестов на наличие антител в организме проверяемого. Только повышение качества подобных тестов и широкое их внедрение в практику способно сформировать более или менее объективную картину (не только в Индии, но и в мире в целом) реальных масштабов, даты начала распространения SARS COV-2, а также реального места данной эпидемии среди прочих глобальных угроз.

В попытках подавить распространение коронавируса в Индии повсеместно приняты меры такого же уровня жёсткости, как в некоторых районах самых неблагополучных европейских стран. С 24 марта введён трёхнедельный всеобщий карантин, практически прервавший не только связи с внешним миром, но и резко усложнивший их внутри страны. При полной поддержке со стороны правительств штатов карантин был продлён (“пока”) до 6 мая.

Однако жёсткие ограничения сразу и негативным образом отразились на функционировании государственного организма в целом, а также на жизни каждого её отдельного гражданина. Возникли проблемы у тех из 150-и миллионов подёнщиков, которые ежедневно перемещаются между отдельными штатами, и это обстоятельство прямо связано с вопросом обеспечения жизни этих людей.

Центральное правительство приняло ряд экстренных мер с целью смягчения негативных последствий карантина. В частности, 3 апреля в распоряжение правительств штатов выделено из госрезервов порядка 1,5 млрд долл. Эти деньги предполагается потратить в основном на экстренное строительство сооружений с необходимым медицинским оборудованием для принятия тех заражённых SARS COV-2, которые нуждаются в экстренной помощи.

Характер и масштабы предпринимаемых мер подвергаются (вполне ожидаемой и нередко обоснованной) критике со стороны оппозиции. В частности, она прозвучала от лидеров партии Индийский национальный конгресс. Суть претензий сводится к обвинению правительства в недостаточности выделяемых средств поддержки в целях компенсации текущих издержек госслужащих, малого и среднего бизнеса. Якобы для Центрального правительства первоочередной остаётся задача давно намеченной радикальной модернизации национальной экономики, к которой предполагается приступить по мере деактуализации проблемы с эпидемий SARS COV-2.

Но и на экспертном уровне указывается на то, что вся нынешняя ситуация с распространением коронавируса обнажила давние проблемы страны в сферах как экономики, так и политико-социальной. В этом плане примечательными представляются публикации в Indian Express на тему отсутствия “света в конце туннеля” в перспективах национальной экономики и возрастания различного рода “социальных дистанций” в обществе, а также снижения в нём “уровня демократичности”.

Вряд ли, однако, подобный пессимизм разделяет большинство населения страны. В той же Indian Express говорится о том, что едва ли не впервые в истории Индии некая, неожиданно возникшая беда национального масштаба не приведёт к массовому голоду. В связи с этим воздаётся должное индийским фермерам. У которых, заметим, есть свои претензии к политике в области сельского хозяйства нынешнего руководства страны.

Опросы настроений в обществе свидетельствуют о беспрецедентном уровне доверия (порядка 93%) к действиям правительства Нарендры Моди в условиях эпидемии SARS COV-2. Что вызвало удивление даже в рядах сторонников премьер-министра и правящей Бхаратия джаната парти, не забывших совсем недавний электоральный разгром БДП на выборах в Законодательное собрание специального столичного округа.

Подобный уровень доверия (видимо, беспрецедентный и в мире в целом) позволяет правительству Н. Моди действовать уверенно в нынешней чрезвычайной ситуации. В частности, рассматривается возможность ослабления ограничений даже в условиях карантина, с тем, чтобы облегчить жизнь мелкому и среднему бизнесу, а также отдельным гражданам. Строятся и более долгосрочные планы по “выходу из комы” экономики в целом.

В сложившейся сложной внутренней ситуации очень своевременными оказались демонстративные знаки внимания премьер-министра к мусульманской общине страны накануне священного для мусульман месяца Рамадан, который в этом году начался 24 апреля. В частности, за неделю до него в ходе телефонного разговора с королём Иордании Абдуллой II Н. Моди поздравил собеседника с предстоящим праздником.

Обращает также на себя внимание такой крайне важный факт, как функционирование Верховного суда в формате “одной команды” с правительством. При том, что в государственном устройстве Индии ВС обладает независимым статусом не только де-юре, но и де-факто. Иначе говоря, ВС сегодня особо не утруждает себя проблемой соблюдения “юридической чистоты” в ходе рассмотрения претензий к принимаемым правительством экстренным мерам. Что, видимо, правильно на этапе крайне серьёзных испытаний для страны.

В целом действия нынешнего правительства Индии в условиях возрастания значимости фактора “пандемии SARS COV-2”, а также связанных с ним неопределённостей пока можно оценивать как одни из самых адекватных в мире.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Tags: Индия, Эпидемия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments