alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Карен Хорн (Der Tagesspiegel): Либерализм должен преодолеть рефлекс кусать государство

Свобода мышления в коронавирусном кризисе:
Либерализм должен преодолеть рефлекс кусать государство



Коронавирусный кризис бросает вызов свободе мысли. Современный либерализм должен пересмотреть социальное, государственное и экологическое мышление.

Карикатура на Клауса Штутмана ФОТО: TSP


«Давайте не будем снова искать подтверждение того, во что мы всегда верили в реальность подобной ситуации. Нет. Осмелимся в этот момент отойти от проторенных путей, идеологий и переизобретём себя».

В своем обращении к французской нации 13 апреля президент Эммануэль Макрон выступил с этим требованием, которое он сознательно обратил и на себя, как и на последователей всех политических течений, что по сути представляет собой вызов, в том числе и для либерально мыслящих людей. Хотя многим и не поможет поток увещеваний.



Но именно либералы во всех партиях и за их пределами, которым, в силу своего особого образа мыслительной традиции, известна предварительность всякого познания и опасности притязаний на знание, должны принять этот вызов.


Даже либералы, как правило, цепляются за известные мыслительные кальки во времена неопределенности.

Потому что, как и все люди, некоторые либералы склонны все крепче цепляться за знакомое, за известные образы мышления, образцы рассуждений, тональности и аттитюды* даже в этот драматический период, когда, кажется, что почти все колеблется.


Кроме того, либералы не менее социал-демократов, консерваторов, зеленых, социалистов и националистов, давно уже выработали позицию, которая вытекает не только из их обоснованных принципов, но и из того, что они хотят отличаться друг от друга. Это по-человечески понятно, но малоплодотворно.


Если либерализм хотел изобрести себя сейчас, то это должно было означать, что он учится на больших вопросах, которые в кризис коронавируса ставятся сильнее, чем раньше: например, на вопросах о социальном, о роли государства, об экологии.


Новое размышление о темах, которые по содержанию считались проработанными


Это означало бы, что его представителям придется открыться в науке, политике и гражданском обществе и еще раз подумать над темами, которые они считали проработанными по содержанию.


Почему бы не подражать философу Джону Стюарту Миллу, «духу, который всегда стремился вперед и всегда был готов учиться или переучиваться, в зависимости от того, что он находил повод для этого собственным мышлением или мыслями других»?

Либералы, как и глава ФДП Кристиан Линднер, должны осторожно открывать свое мышление в коронавирусном кризисе. ФОТО:INA FASSBENDER/ DPA


Но при этом - изобретение себя не может означать, что либерализм должен был бы трансформировать свою ДНК и измениться до неузнаваемости. Его нормативное ядро, как-то - личная свобода, является вневременным и универсальным.


Таким образом, либералы совершенно не хотели бы отрываться от своей основной ценности. Напротив, следовало поразмыслить над этой основной субстанцией и осознать, до какой степени именно она требует в конкретике перестройки и взвешивания, устранения слепых пятен, благоразумия, благоразумия и проницательности – и, в применении оных, к открытости и готовности к непрерывным общественным переговорам.


Путь - это не кошачий прыжок


Путь, который либерализм должен был пройти для этого, не является кошачьим прыжком. Но все же он кажется значительно короче и легче осуществимым, чем, например, около ста лет назад, когда либералы, на фоне международной перестройки после катастрофы Первой мировой войны и неудач Laissez-faire**, уже мчались за обновлением содержания.


В межвоенный период было призвано сначала обуздать национализм и научиться демократии – вызов многим либеральным духам, которые видели, что права на свободу в империи хорошо обеспечены.


 Свобода личности остается ядром либерализма. Вот сирийские женщины движения семей за свободу в Берлине.FOTO: IMAGO/PIERO CHIUSSI


Среди них был и Фрайбургский экономист Вальтер Ойкен, вдохновитель Ордолиберализма, концептуальный мир которого отражен в социальной рыночной экономике.


Эйкен стал демократом, и он стремился к системе общественного порядка, которая позволяла свободным людям «жить по этическим принципам». Это неэкономическое обрамление не приходит образцово.


В своей нормативной цели либерализм - это не что иное, как гуманизм


Ни только «вольный императив», но и либерализм в целом по своей нормативной цели есть ни что иное, как гуманизм: он призывает воспринимать каждого человека как самобытную личность и уважать его в своем достоинстве и самоопределении; он призывает уберечь каждого как субъекта от принуждения к произволу других; и он стремится обеспечить всем людям удачную жизнь в мирном, процветающем сообществе, открытом для прогресса.


В такой общности либерализм, безусловно, одобрен для многих граждан. Это также объясняет, почему большинство партий пишут его на знамени в той или иной форме.


Нюансы проявляются, когда дело доходит до более точного толкования и определения: что такое свобода, насколько она простирается? Является ли вопрос о том, что с чего она начинается, - чисто частным делом или подобное можно обсуждать и публично


Что именно понимать под принуждением: только ли физическое насилие или даже анонимное принуждение к делу, например, когда нехватка денег заставляет людей выполнять недостойную работу? Как свобода сотносится к другим ценностям, такими как справедливость, процветание и безопасность?


Как она может обеспечить себя во всех сферах жизни общества, в такой политике, как экономика? А какая роль отводится государственному контролю, в какой спонтанной координации?


Даже политическая философия не дала на это окончательного ответа. Она предлагает множество интерпретаций и перспектив. Из них вытекают подходы различных течений и партий.


Внутри самого философского и политического либерализма существует соответствующая дисперсия. Она варьируется от социал-либералов до анархо-капиталистов, которые из принципа отвергают все, что вовлекает государство.


Лучше всего сбалансировать примирительную позицию


С другой стороны, для классического либерализма рекомендуется позиция примирительного уравновешивания, умного, ответственного и-И-и, одновременности, как это выражается в излюбленном высказывании Эммануэля Макрона, позаимственном у философа Пола Рикера („en même temps“- одновременно).


Либерализм, например, ясно выступает за утверждение "ДА", ставя на первый план социальный вопрос, с экономической свободой, которая только создает основу для равных возможностей и общего обеспечения; за утверждение "ДА"для государственного оформления, с целью и в той мере, в какой коллективная структура поддерживает и несет творческую силу стихийного обмена между свободными индивидами; за утвеждение "ДА" для справедливости, со свободой и помощью свободы.


Свобода должна быть взвешена снова и снова. MICHAEL DWYER/FOTO: DPA


«Если человек терпит неудачу в согласовании справедливости и свободы друг с другом, то он терпит неудачу во всем», - предупреждал писатель Альберт Камю. Хотеть одного и поэтому не позволять другому, а думать о том и другом вместе, также слишком накладывает на себя слишком резкие крайние позиции. Это требует оценочных навыков и спокойной крови.


После того, как коронавирус изменил жизнь во всём мире, либеральная обязанность непрерывной перестройки и взвешенность заключается в том, чтобы придать значительно больший ранг безопасности здоровья и предосторожности в сообществе, чем было раньше.


При недостаточных мощностях и позорной оплате труда в здравоохранении, стало ясно, что что-то должно быстро измениться. Опять же, это не должно идти за счет личной свободы, но должно служить ее предоставлению. Это также отнюдь не означает, что стремлению к эффективности было бы отказано. Зачем намеренно тратить деньги, которые нужны?


Действительно ли отмена Соло*** теперь имеет приоритет?


Изменения, предлагаемые сейчас, будут дорогими. Решение о том, откуда должны поступать деньги для этого: из передислокации ли государственных бюджетов, из государственного ли долга или из более высоких налогов, требует взвешивания как на весах справедливости, так и - целесообразности.


Такая определенность вызывает сомнение: действительно ли отмена «Соло» теперь является приоритетом? Благоразумие повелевает не только поддерживать отвратительное старое.


В негостеприимной местности, в которой сейчас следует двигаться вперед, нужен курс, учитывающий различную кризисную открытость каждого.


В то же время он должен дать сообществу импульс для того подъема, который необходим и для всех других коллективных целей, в том числе в климатической политике .


Точно так же ценна, но более чем раньше, заповедь благоразумия, чтобы сейчас занять более высокий ранг на мировых рынках экономической безопасности, но также не в пользу только лишь себе, но и пользу свободе. Одно не разыгрывается против другого; и то, и другое должно быть продумано как совместное.


В будущем, между прочим, придется подходить к международному экономическому переплетению гораздо сдержаннее и осторожнее, чем раньше.


Будет и должна быть определенная «деглобализация», но без того, чтобы сразу же начинать спираль изоляционизма и стремления к самодостаточности.


Без больших приростов богатства, которые дает глобальное разделение труда, в мире все выглядит намного мрачнее. Но учение о пандемии коронавируса так же недвусмысленно, как и очевидно: компании и экономики должны остерегаться слишком сильных зависимостей. Не все яйца войдут в одну и ту же корзину.


Либералы тоже должны заниматься социальной психологией



«Оставайтесь в трезвости и не забывайте скептического отношения!»- посоветовал философ Дэвид Хьюм. Хороший совет. Но если из безмятежного скептицизма получается коррозионный рефлекс, общая отрицательная поза, то она уже не соответствует благоразумию.


Это особенно верно, если своими высказываниями воздействовать на социально-психологические процессы, как это делают, например, либеральные политики в публичных дебатах о легитимности мер «блокировки» и режиме выхода из нее.


Это одна из слабостей слишком ориентированных на экономику либералов, чтобы вообще не иметь дело с социальной психологией. Политическую динамику воспринимают как стихийное развитие в обществе говорящих граждан.


Либеральные голоса часто приходят прямо к надменности


Если либерализм хотел изобретать себя, то это включало в себя ответственное рассмотрение последствий собственной речи и улучшение понимания потребностей конкретной ситуации.


В политических дебатах либералов попадаются современные голоса, однако, весьма часто агрессивные и унаследованные от высокомерия. Это так же мало конструктивно и сочувственно, как сокращенная экономическая мантра: всегда один и тот же призыв к меньшему государству и более низким налогам.


Хотя это требование было необходимо много лет и соответствовало положению, оно отчаянно нуждалось в противовесной тенденции. В тот период политический либерализм при такой ориентации выполнял важную функцию, и было бы совсем не удивительно, если бы подобная задача вскоре снова встала перед ним. Поэтому следует быть очень внимательным.


Теперь государство востребовано даже с либеральной точки зрения

Но сегодня мир катапультирован короновирусом в бедственное положение, в котором не меньше, а сначала больше востребовано государство – тоже важно и с либеральной точки зрения. Кто не хотел действующего, финансово прочного сообщества, с прочной социальной сетью?


Государство, община, то есть - все граждане друг с другом выполняют задачу страхования по взаимности. Никто, кроме коллектива, на это не способен.


Таким образом, это государство останавливает развал инфраструктуры здравоохранения. Это государство, насколько может, буферизует последствия искусственной общественной комы. Это государство будет пытаться помочь восстановлению спроса и предложения, подъему их с колен.


Можно спорить о «как», различных возможностях и инструментах, но вряд ли разумно - о «если».


Грамотное государственное искусство, а не антиэтатистский**** рефлекс укуса - это было бы началом


Кризис коронавируса означает экзистенциальную проблему. Именно свободомыслящие люди во всех партиях и за их пределами могли бы многое сделать, чтобы она не оставила слишком дурного следа запустения.


Конструктивный совет, а не просто агрессивная критика, открытость и бдительность вместо догмы и мантры, компетентное государственное искусство вместо антиэтатистского рефлекса - это было бы хорошим началом на пути к бережному, основному, современному переосмыслению либерализма во времена коронавируса.


Карен Хорн - журналист в области экономики, публицист, преподает в Эрфуртском университете историю экономических идей

*Социальная установка, или (англицизм) - аттитю́д (attitude «отношение»), — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_установка

**Принцип Laissez-faire, принцип невмешательства (фр. позвольте-делать) — экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. https://economicportal.ru/ponyatiya-all/laissez-faire.html

***Дополнительнй налог на доход или прибыль. Введён в 1991 году.

****Антиэтатизм — система взглядов, противоположная этатизму, отвергающая государство и противодействующая государственному вмешательству в личные, общественные и экономические дела. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиэтатизм

Der Tagesspiegel («Тагесшпигель») — ежедневная подписная берлинская газета. Тираж — 109 104 экземпляров. Она была создана в 1945 году после получения лицензии Отдела пропаганды и цензуры (Information Control Division) американских оккупационных властей. Первый номер вышел в свет 27 сентября 1947 года. Девиз газеты — «rerum cognoscere causas» — «познать причины вещей». https://inosmi.ru/tagesspiegel_de/

Der Tagesspiegel

Tags: Германия, Кризис мозга, Кризис развития, Либерализм, Эпидемия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments