alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Архиепископ Феодосий о готовности Церкви к любым событиям в войне нелюдей против человечества

КОРОНАВИРУС: «ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К МАСШТАБНЫМ КАТАСТРОФАМ»

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)




Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса. Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии.

– Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам?

Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям






– То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно.

– Что вы имеете в виду?

– Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.

Видите ли, князь века сего, противостоящий в лице светского мира Христовой Церкви, всё время проверяет нас на прочность, ищет слабые места, где можно пробить брешь в жизни Церкви. Сейчас, с этим коронавирусом, он тоже пробует нас «на зуб». Может быть, через пару месяцев мы будем с улыбкой вспоминать об этой страшилке, как вспоминаем сейчас о «птичьем» или «свином» гриппе. Но то, что будет сказано и принято Церковью сейчас, будет иметь последствия в богословском, каноническом и литургическом смысле ещё очень долго, а может быть, и всегда. Не вдаваясь в рассуждения, что такое коронавирус – технология влияния или реальная пандемия, скажем лишь, что та доктрина, которая в связи с этой ситуацией будет выработана сегодня Церковью, станет в будущем либо иммунитетом и защитой от более сильных и изощренных ударов по Церкви, либо станет брешью в церковном корабле.

– Как это может произойти, в чем слабость позиций, которые высказываются сегодня верующими?

– Начну со второй крайности – «нам ничего не повредит!» Это как минимум звучит очень самоуверенно и попахивает духовной прелестью. Такая самоуверенность рождается от неофитства выразителей этой позиции, от их незнания церковной истории, православной аскетики, от непонимания на опыте своей немощи, в том числе немощи своей личной веры. Они уверены, что евангельские слова «змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16, 18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, лишь замечу, что священнослужители старшего поколения, а также миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют этого комсомольского запала – «нам ничего не повредит!» Хотя старшему поколению, в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит. И где грань между «повредит» и «не повредит»? Евхаристическая Чаша – святая вода – чудотворная икона – простая икона – храм – запивка – благословение священника – свечка, просфорка? Как определить грань, где можно заразиться, а где нет? А если при этом помнить заявление Священного Синода о необходимости дезинфекции храмов и использования для запивки одноразовой посуды, значит, можно всё-таки где-то заразиться? А есть ли здесь место чуду? И где же грань между чудом и обыденностью? Лично я думаю, что место чуду, безусловно, есть. Но и грань при этом существует. Только эта грань не может быть так примитивно определена, как нам того хотелось бы и как нам бы удобно было с практической точки зрения: вот, от Чаши нельзя заразиться, а от запивки можно, потому и стаканчики одноразовые. Тут всё намного сложнее, и это поле для работы Синодальных комиссий и мудрых духовников. Но сейчас речь не об этом.

Уверенных в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно

Если бы гипотетически такая прелестная гипотеза – «нам ничего не повредит!» – без всяких оговорок была бы сегодня принята в качестве общецерковной доктрины, то это могло бы стать в будущем мощным инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь уверенных в своей праведности и в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Гордецов посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать. Думаю, читатели сами без труда смоделируют возможные ситуации, как противники Церкви смогут отравить/заразить/осквернить целые сообщества таких верующих гордецов. Если, конечно, Господь не умилосердится над Своими глуповатыми и самоуверенными чадами и не пошлёт им на выручку нового великомученика Феодора Тирона...

– А какой может быть вред, если наша Церковь примет за правило полностью следовать предписаниям эпидемиологов, как это уже сделали в ряде Церквей?

– В таком случае мы просто попадём в капкан, который за нами захлопнется. Земная Церковь в любом случае когда-то, ко времени антихриста, окажется в подобном капкане, когда нас лишат свободы в совершении литургии и во многом другом. Но зачем же приближать эти проблемы самостоятельно? Если Церковью будет принята доктрина реагирования на социальные проблемы – «всё, что скажут – исполняем!», то в скором будущем власти в разных странах смогут закрывать наши храмы и лишать верных литургии под любыми гуманитарными предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата и т.д. Верующие Украины, а сейчас и Черногории, в последнее время очень хорошо поняли, как современная политика, не меняя гуманного выражения лица, может пытаться разорить и уничтожить многомиллионные церковные сообщества, пользуясь своими рычагами управления. Оптимизма это не прибавляет. И нам нужно уже сегодня быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях. Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети.

Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети

– И какой же видится выход? Какие богословские и канонические основания Церкви необходимо заложить сегодня в решение подобных гуманитарных вопросов, чтобы защититься от проблем в будущем?

– Наша Церковь уже начала это делать. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с эпидемией, а также местные епархиальные Циркуляры иерархов нашей Церкви в связи с коронавирусом – твердо и однозначно уводят паству от однобокого понимания, а значит, и однобокого решения возникшей проблемы. Думаю, что над этим ещё должны очень хорошо и оперативно поработать профильные церковные комиссии, чтобы найти нужные механизмы для защиты Церкви и нужные слова для объяснения этих механизмов верующим. Озвучу свою точку зрения, которая, возможно, в какой-то части может оказаться несовершенной или ошибочной, – после окончательных церковных определений это станет понятно. Мне кажется, что, с одной стороны, надо разработать внутрецерковную концепцию информационной защиты паствы от всяких лжевирусов, как технологий современной геополитики. При этом нужно учесть неопределенность реальной эпидемической ситуации, когда в будущем будут использоваться такие технологии, а значит, и фактическая санитарная защита верующих при посещении храмов должна быть «быстрого развертывания».

А с другой стороны – надо всегда быть готовыми к исполнению Евангелия:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24; 6–8).

А значит, нужно разработать и иметь литургическую концепцию жизни Церкви, если вдруг на самом деле общество накроет настоящая смертельно опасная инфекция, или заражение территорий ядами, или радиацией без возможности эвакуации. Это не фантазии и не чьи-то страшилки. Сейчас это апокалиптическая реальность будущего. Когда Церковь столкнётся с этой реальностью, не знает никто, кроме Бога. Но её отголоски, так скажем, «репетиции», случаются уже сейчас. Вот, например, коронавирус. И Церковь уже сегодня должна быть готова к возможным масштабным катастрофам и реальным пандемиям.

Какая альтернатива общественному богослужению? Где мера допустимости дезинфекции (дезактивации и т.д.) святыни? Есть ли в условиях тотальной эпидемии альтернатива храмовому Причащению? Может быть, в таких исключительных ситуациях к запасным Дарам позволить прикасаться мирянам и причащаться им на дому, как это было в древней Церкви? В этом случае надо определить, кто настоящий «мирянин», а кто нет. Фиксированные списки прихожан? Одноразовые сжигаемые сосуды для запасных Даров? Дистанционная Исповедь? Всё это вопросы, которые, я уверен, рано или поздно встанут перед нашей Святой Православной Церковью. Дай Господь, чтобы как можно позже. Но готовиться к их решению нужно уже сейчас.



Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции
21 марта 2020 г. 20:30

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По благословению Его Святейшества прошения будут возноситься за Божественной литургией во всех храмах Русской Православной Церкви. Завтра, 22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, утвержденные молитвы впервые будут прочитаны за Патриаршим богослужением.

Ранее Священный Синод на заседании 11 марта с.г. принял Заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции.

«Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах, — отмечается в заявлении. — Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции. Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих».

Священный Синод призвал архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви «к усиленной молитве о преодолении болезни и о даровании сил борющимся с нею врачам».

17 марта с.г. Священный Синод также утвердил Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

***

Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.

Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



Источник

Tags: Нелюди, РПЦ МП, Третья Мировая война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments