alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Вызовет ли вирус из Китая новую Великую депрессию?

9766

Исторически самые большие экономические депрессии начались с неожиданных событий на периферии крупных финансовых рынков. Так было в мае 1931 года с неожиданным крахом австрийского Creditanstalt Bank в Вене, который снёс всю хрупкую банковскую систему послевоенной Германии к краху, вызвав Великую Депрессию в Соединенных Штатах, поскольку основные банки США были потрясены до их основания. Будет ли это снова непредвиденным событием вне финансовых рынков, а именно новый коронавирусом из Китая 2029 года и его влияние на мировую торговлю и особенно на американо-китайскую торговлю, которая вызовет новую экономическую депрессию?

Примерно до 20 января, когда стало известно о взрыве коронавируса в китайском Ухане и соседних городах, мировые финансовые рынки и особенно в США были оптимистичны в отношении того, что совместные действия Федеральной Резервной Системы по накачке большей ликвидности и администрации Трампа в год выборов сделаю все возможное, чтобы сохранять позитивный рост экономики. Фондовые индексы продолжили свой искусственный рост, поскольку наращивание ФРС ликвидности подпитывало огонь самого переоцененного фондового рынка в истории США за январь.

Однако с тех пор, как официальные цифры заражения Китая дают ежедневный рост, а число смертей, связанных с корона-вирусом, растет, он начинает погружаться в то, что крупнейший в мире производственный центр и источник огромной части глобальных промышленных цепочек поставок, Китай, может столкнуться с катастрофическими экономическими последствиями от чрезвычайной ситуации в области здравоохранения и в результате закрытия санитарными кордонами городов, в которых на данный момент находится более 77 миллионов граждан и связанных с ним производств. Что в свою очередь может втянуть весь мир, особенно США, в тяжелый экономический спад в то время, когда мы к этому плохо подготовлены.

И без того хрупкая экономика США

То, что обычно преуменьшается в основных средствах массовой информации, - это тот факт, что крупнейшая экономика мира, Соединенные Штаты до шока от вируса из Китая уже показывала тревожные признаки экономического спада.

Одним из самых тревожных спадов в последние месяцы перед январем был сектор, который многие считали лидером американского энергетического ренессанса, а именно некогда бурно развивающийся сектор сланцевых нефти и газа. За последнее десятилетие, к удивлению большей части мира, США стали крупнейшим в мире производителем нефти, обойдя как Россию, так и Саудовскую Аравию. В начале января добыча нефти в США составляла 13 млн баррелей в сутки. Большая часть этого роста была вызвана нетрадиционными сланцевыми нефтяными скважинами, большая часть которых находятся в Техасе.

Американская сланцевая энергетика возлагает свои надежды на недавнюю американо-китайскую торговую сделку, в рамках которой Китай согласился купить в 2020 году дополнительно 18,5 млрд. долл.США продуктов энергетики. Это в два раза превышает 9,1 млрд. долл.США импорта США в 2017 году, плюс дополнительный 33,9 млрд. долл. США в 2021 году. Эти квоты будут представлять собой удвоение в этом году предыдущего рекордного ежемесячного импорта Китаем из США сырой нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и угля, а также утроение его в следующем году .

Все это было до извержения коронавируса и последовавших за этим запретов на поездки в Китай со стороны крупных авиакомпаний, а также закрытия большого количества заводов в Китае. Сейчас цены на нефть резко падают на ожиданиях, что крупнейший в мире импортер нефти, Китай, будет импортировать значительно меньше нефти в ближайшие месяцы, поскольку экономика страдает от последствий эпидемии вируса. По состоянию на конец января спрос на китайскую нефть снизился примерно на 3 млн баррелей в сутки, или на 20% от общего потребления, а цена на американскую нефть West Texas Intermediate находится ниже $50. Это самый большой шок спроса на нефть со времен финансового кризиса 2008 года.

В январе цены на нефть в Западном Техасе упали на 15%, что стало худшим январским падением с 1991 года. Поскольку появляются ежедневные сообщения о растущих жертвах от китайского вируса, всё становится еще хуже. Цены продолжали падать, несмотря на январское сокращение добычи на 1 млн баррелей нефти в день в результате гражданской войны в Ливии. Поскольку ущерб от эпидемии в Китае продолжает расти, глобальный спрос на нефть будет продолжать падать. Это означает катастрофу для хрупкой сланцевой нефтяной промышленности США, несмотря на экстренное решение ОПЕК сократить добычу.

Уже в декабре 2019 года, до появления новостей о вирусе в Китае, число заявлений о банкротстве американских сланцевых нефтяных компаний значительно выросло, поскольку цены продолжали колебаться ниже рентабельности. По данным the industry monitor, Baker Hughes, количество активных буровых установок для добычи нефти и газа в США сократилось на 265, притом что год назад было до 790 установок. Многие американские нефтегазовые компании отчаянно держатся в ожидании нового экспортного бума в Китай. Хотя даже это было оптимистично, последние события могут обернуться кошмаром для американских производителей сланцевой нефти, которые сталкиваются с ростом затрат и снижением производительности скважин.

Транспорт США в кризисе

В отличие от фондового рынка, который может расти, поскольку компании используют ликвидность ФРС, чтобы просто выкупить свои собственные акции, а не инвестировать в новые заводы и оборудование, реальная экономика зависит от движения грузовых товаров по всей экономике. В США грузовые перевозки являются основными. Здесь показатели не были положительными задолго до событий с китайским вирусом. В декабре этого года одна из крупнейших американских групп дальнобойщиков, Celadon из Индианы, подала заявление о защите от банкротства, крупнейшего банкротства грузовых автомобилей в истории США с более чем 3000 водителей. В первых трех кварталах 2019 года почти 800 грузовых перевозчиков понесли убытки, что более чем в два раза, согласно данным Broughton Capital, компании транспортной отрасли, превышает убытки в 2018 году.

Причем снижение отгрузок товаров в США произошло не только в сфере автоперевозок. Это происходило по всем параметрам. По данным торговой группы, Индекс Cass, в годовом исчислении, для грузовых перевозок в январе общий объем отгруженных товаров по железной дороге, барже, воздуху и суше в США снизился на 7,9%. Это был 13-й месячный годовой спад и самое резкое падение с момента финансового кризиса в ноябре 2009 года. Это не включает в себя сыпучие товары, такие как зерно, но включает в себя такие вещи, как автомобили, автозапчасти. Железнодорожные перевозки снизились на 9,2%. Одной из главных причин снижения является слабость производства в США. Рабочие места не возвращаются в США из Китая, несмотря на недавние заявления, по крайней мере, в любом значительном количестве. Вместо этого индекс менеджеров по закупкам ISM за декабрь снизился на 0,9 процентных пункта с ноября до 47,2%. Это были сокращения пятый месяц подряд, и самое быстрое сокращение с июня 2009 года. Занятость, новые заказы, новые экспортные заказы, производство, отставание заказов и запасов -  все это сокращалось .

В довершение всего - это слабое состояние американских фермерских хозяйств после сильного погодного ущерба в 2019 году и прекращения экспорта в Китай в результате торговой войны. Широко разрекламированная Фаза 1 американо-китайской торговой сделки в декабре призывает Китай импортировать около 50 миллиардов долларов США сельскохозяйственной продукции, которая, если это правда, даст значительный импульс американским фермерам. В 2017 году США экспортировали в Китай сельскохозяйственную продукцию на $19 млрд, включая соевые бобы и кукурузу. Теперь, когда коронавирус распространяется по всему Китаю, вероятность реализации повышения экспорта фермы исчезает с каждым днем. Пекин уже намекнул, что попросит пересмотреть новое торговое соглашение из-за последствий вирусной эпидемии. В 2019 году банкротства американских ферм были на 24% выше, чем в 2018 году, на фоне одного из худших кризисов с 1980-х гг. потеря крупного экспортного рынка Китая в 2020 году станет разрушительным ударом для тысяч фермеров, едва способных выжить.

Все это само по себе не создает экономической катастрофы. Однако неожиданный шок от самого большого кризиса в новейшей истории, разрушающего цепочки поставок из центра мирового производства, Китая, будет иметь неисчислимые последствия для американских корпораций, таких как Boeing, GM, Apple и бесчисленных других, если кризис продолжит расти, что, к сожалению, он показывает все признаки этого.

Для миллионов простых американцев рост фондового рынка за последние десять лет из-за сверхнизких процентных ставок был главным источником их пенсионных сбережений. Теперь, когда фондовые рынки во всем мире резко выросли в продажах из-за страха перед воздействием коронавируса на мировую экономику, распродажа может очень быстро превратиться в паническую ликвидацию, уничтожающую сбережения миллионов американцев. С учетом того, что только 41% американских семей имеют даже 1000 долларов в сбережениях против чрезвычайной ситуации, последствия могут быть серьезными.

Разница с экономикой этого кризиса, в отличие от тех, что были еще двадцать лет назад, заключается в драматическом влиянии глобализации мировой экономики, когда Китай получает львиную долю обрабатывающей промышленности из аутсорсинга с Запада, особенно из США. Крупнейшие южнокорейские автопроизводители Hyundai и Kia только что объявили о приостановке производства в Корее, поскольку их жизненно важная китайская цепочка поставок комплектующих остается закрытой из-за коронавируса. Немецкая промышленность стала сильно зависеть от экспорта Китая от автозапчастей до станков, все теперь в подвешенном состоянии. Франция, Италия и другие экономики ЕС также сильно пострадают.

Стивен Иннес из AxiCorp предупреждает "что " любой экономический шок для колоссальных промышленных и потребительских двигателей Китая быстро распространится на другие страны через расширение торговых и финансовых связей, связанных с глобализацией". И мало какие страны более уязвимы к таким потрясениям, чем Соединенные Штаты. Даже с кризисом SARS 2003 года в Китае и Гонконге степень глобализации для Китая была на порядки меньше.

С общим долгом мировой экономики на рекордно высоком уровне, а также США, неожиданная катастрофическая эпидемия в Китае может иметь экономические последствия, которые немногие могли бы себе представить всего несколько недель назад. У нас нет точного отчета о том, сколько китайских производств закрыто на сегодняшний день или как надолго, ведь нарушение глобальных цепочек поставок только начинается. Это потенциально может потрясти мир, но финансовые рынки пока блаженно игнорируют все это.

Ф. Уильям Энгдал является консультантом и лектором по стратегическим рискам, имеет степень в области политики Принстонского университета и является автором бестселлеров по нефти и геополитике, исключительно для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение.”

Tags: КНР, Мировой экономический кризис, США, Эпидемия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments