?

Log in

No account? Create an account
alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Новая Земля ждет старателей

С послевоенного советского проекта стряхнули пыль десятилетий




Севморпути давно требуется пропорциональное железнодорожно-портовое обеспечение. Оно востребовано и для комплексного социально-экономического развития Европейского Севера РФ, и для большей конкурентоспособности СМП, и для укрепления обороноспособности страны.

Отклик на статью «Севморпути нужны железные дороги и мосты»

До недавнего времени не было даже проектов создания портов на большей части североевропейской трассы СМП, то есть между портами Индига (НАО) и Сабетта (ЯНАО). А это ни много ни мало почти 400 километров по береговой линии.

Изъян планировалось устранить, как известно, еще к середине 50-х в ходе реализации (с 1948 года) комплексного проекта «Заполярного Транссиба». Предусматривался порт на южном берегу Новой Земли или напротив – на севере близлежащего острова Вайгач у пролива Карские Ворота. Это нужно еще и для обслуживания планируемых разработок в примыкающем регионе крупных запасов разнообразного металлургического и химического сырья. Но реализацию всего проекта, включая разработку ресурсов, послесталинские власти прервали уже в апреле 1953-го («Магистраль из советского прошлого»).


Академики-экономисты Тигран Хачатуров и Николай Некрасов на международной конференции «Транспорт на дальние расстояния» (Москва, 1979) предлагали вернуться к проекту если не целиком, то хотя бы в части портов на Вайгаче или Новой Земле с освоением тамошних сырьевых ресурсов. Но власти (в смысле брежневское политбюро) отмолчались.

Только через 40 лет – в ноябре 2019-го Главгосэкспертиза (ГГЭ), по официальной информации, рассмотрела документацию по созданию портового комплекса ГОКа Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на острове Южный (Новая Земля). По итогам экспертизы выдано положительное заключение.

Павловское занимает пятое место в СНГ по запасам свинцово-цинковых руд (свыше миллиона тонн), причем с наличием в них платины, золота, серебра, кобальта, молибдена, редкоземов. Месторождение осваивается по соглашению, подписанному в апреле 2019 года в Архангельске между правительством области, АО «Первая горнорудная компания» и АО «Атомредметзолото» (структуры Росатома). Вблизи месторождения планируется ГОК в 270 тысяч тонн свинцово-цинкового концентрата в год.

Что касается близлежащего порта, его мощность, по данным ГГЭ, составит не меньше 500 тысяч тонн в год, комплекс объектов портовой инфраструктуры будет включать два причала. Архангельский губернатор Игорь Орлов озвучил общий объем инвестиций в Павловское месторождение. С учетом портовой инфраструктуры – порядка 80 миллиардов рублей.

Но она востребована не только для промышленных нужд. Наверняка потребуется расширить специализацию объектов.

Кстати, очень многие северные и приантарктические зарубежные порты, расположенные на схожих с СМП маршрутах, издавна совмещают промышленную, транзитную и военную функции. Примеры: Черчил и Инвик (Канада), Прадхо-Бэй и Платинум на Аляске (США), Киркенес, Нарвик (Норвегия), Лонгийр (Шпицберген), Готхоб и Нарсак (Гренландия), Сен-Пьер (французский остров Сен-Пьер). А также Рио-Гальегос (Аргентина), Порт-Стэнли (британские Фолкленды), Порт-о-Франс (французский остров Кергелен), Хобарт (австралийский остров Тасмания).

Опубликовано в выпуске № 1 (814) за 14 января 2020 года

ВПК

Tags: Арктика, Канада, Норвегия, Российская Федерация, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments