alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Известия. Продажи завяли: на дешевые машины денег нет, дорогие нарасхват

Авторынок в 2020 году ожидает стагнация либо падение

По итогу 2019 года автомобильный рынок России снизился на 2,3% до 1,76 млн автомобилей, свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). После роста в 2018 году возобновившееся падение рынка связано с сокращением поддержки автопрома государством, снижением покупательной способности россиян и продолжающимся ростом цен на автомобили. Спрос в массовом сегменте замер либо упал, а в премиальном — бум продаж. Опрошенные «Известиями» эксперты и автопроизводители ожидают, что в 2020 году рынок останется на прежних показателях либо покажет небольшое снижение. Позитива не ждет никто. Подробнее о том, как автокомпании чувствуют себя на стагнирующем авторынке, в материале «Известий»


Сели, встали


О том, что рынок упадет, эксперты стали говорить еще в начале 2019 года, после того как продажи начали медленно, но неуклонно снижаться месяц к месяцу. По итогу прошедшего года стагнацию либо небольшое снижение показали многие крупные игроки рынка. Лидер российского автопрома «АвтоВАЗ» закончил год на умеренном позитиве, прибавив лишь 1% (362,4 тыс. шт.) к результату позапрошлого года. Неплохо пока что идут дела у вазовских коллег по альянсу — Renault (145 тыс. шт.; 6%). Корейский тандем Hyundai (178 тыс. шт.; 0%) и Kia (226 тыс. шт.; -1%) фактически остались при своих. В плюсе Skoda (88,6 тыс. шт.; 9%) и легкие коммерческие автомобили ГАЗа (63,9 тыс. шт.; 5%). Стабилизировался после затяжного пике бренд Datsun (22,4 тыс. шт.; 9%), неожиданно мощно выстрелил полностью импортируемый Suzuki (7,7 тыс. шт.; 29%).



Но далее в массовом сегменте снова сплин и тоска, начавшиеся в 2014 году. К числу падающих неожиданно присоединилась вечно популярная Toyota (103,6 тыс. шт.; -5%), у которой после смены поколений некоторых бестселлеров подросли цены. Несмотря на высокую российскую локализацию, не добавил оптимизма и концерн Volkswagen (104,4 тыс. шт.; -2%), ощутимо сокративший в кризис модельный ряд. Компания Nissan также производит автомобили в России, но для них ушедший год выдался особенно драматичным (65 тыс. шт.; -20%). Всё меньше внимание покупателей привлекает УАЗ (38,8 тыс. шт.; -6%), застывший на пороге явления фантам марки «Русского Прадо» — многообещающей новинки из Ульяновска. Не лучше дела идут и у неглубоко локализованных Mazda (30,6 тыс. шт.; -3%) и Mitsubishi (40 тыс. шт.; -12%), а также полностью импортных моделей Subaru (7,7 тыс. шт.; -4%).



Кому война, а кому мать родна



И если массовый сектор авторынка падает из-за общего снижения покупательной способности россиян, то на дорогие машины у состоятельных сограждан деньги есть. Продажи Mercedes-Benz выросли на 11% (до 42 тыс. шт.), реализация машин BMW скакнула на 17% (41,5 тыс. шт.), Audi показала прирост на 1% (16 тыс. шт.). Удачным выдался года у Volvo (8,8 тыс. шт.; 14%), Jeep (1,8 тыс. шт.; 4%) и корейского бренда Genesis (2,3 тыс. шт.; 24%). Из крупных игроков снижение показали Lexus (22,4 тыс. шт.; -8%) и Land Rover (8,7 тыс. шт.; -12%), к которым присоединились «миноритарии» премиум-сегмента Jaguar (1,7 тыс. шт.; -31%) и Cadillac (975 шт.; -17%).



Настоящий прорыв показали китайские производители. На падающем рынке компания Haval, едва-едва запустившая завод под Тулой, продала 12,3 тыс. машин, рост составил внушительные 282% к предыдущему году. Не менее впечатляющие результаты и у Geely (9,6 тыс. шт.; 186%), атаковавшей российский сегмент компактных кроссоверов со своего белорусского завода. Тройку китайских лидеров замыкает Chery (6,4 тыс. шт.; 13%), выставившая в прошлом году крепких игроков в «паркетном» сегменте



Полет нормальный, падаем



Инвестировавшие миллионы евро и долларов в российские производственные мощности иностранные компании даже не надеются увидеть положительный тренд на авторынке в этом году.



— В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году, — резюмировал итоги года председатель комитета автопроизводителей АЕБ и глава российского офиса Mazda Йорг Шрайбер.



С коллегой из Mazda соглашается глава представительства «Шкода Ауто Россия» Ян Прохазка.



— Мы не видим серьезных причин для роста рынка в 2020 году, как, впрочем, и поводов для серьезного падения. Тот показатель, которого достиг рынок в 2019 году, мы считаем достаточно реалистичным. Положительная новость в том, что, наконец, мы достигли постоянства в планировании и работе со стабилизировавшимся курсом рубля. Я очень рад, что это не основная тема разговора сейчас. Эта проблема была очень серьезной, и ее глубину по-настоящему еще никто не успел оценить, — ободрил Ян Прохазка.



В компании Kia также не ждут позитива от авторынка, а в числе одной из наиболее важных задач для себя видят удержание достигнутой доли продаж и плавное движение от бюджетных бестселлеров к более дорогим и маржинальным моделям.



— Что касается общей истории, то для нас основное — это удержание той доли рынка, которой мы достигли в 2019 году: 13% рынка, а в идеале — 13% плюс. Последние несколько лет у нас идет явное смещение спроса в сторону более дорогих моделей, мы их называем драйверами. Основными на сегодняшний день являются Sportage и Optima. И если посмотреть на общую композицию (спроса. — «Известия»), то у нас в прошлом году 41% от общего объема продаж пришлось на Rio, а 59% — на драйверы. Это тренд мы хотели бы продолжить, — рассказал управляющий директор «Киа Моторс Рус» Александр Мигаль.



Компания Suzuki, показав неплохой результат в прошлом году, была куда более пессимистична в ожидании его итогов.



— Цифра снижения рынка на 2,3%, которую господин Шрайбер озвучил сегодня, намного меньше того, что мы ожидали. Мы предполагали падение рынка на 10%. Мы в Suzuki пока еще не определили для себя стратегию для российского рынка на ближайший год, поскольку наш новый фискальный год начинается с апреля, подсчитывается прибыль. В первом квартале мы должны увидеть реакцию покупателей и определиться со стратегией, — рассказал генеральный директор представительства Suzuki в России Юта Такахаси.



Цены будут расти



Автопроизводители не скрывают, что цены новых автомобилей в этом году продолжат рост. По словам управляющего директора «Фольксваген Груп Рус» Ларса Химмера, повышение цен произойдет, но предсказать, когда именно, нельзя.



— Мы постоянно смотрим, какие цены на рынке, анализируем продажи и минимум раз в месяц принимаем решение об изменении или сохранении действующих цен. Следим за конкурентами и только тогда решаем, — рассказал управляющий директор «Фольксваген Груп Рус» Ларс Химмер.



Снижение спроса выдерживают не все компании. В прошлом году американский Ford закрыл два завода в России и фактически свернул российский бизнес, оставив лишь линейку коммерческих автомобилей под управлением российского партнера Sollers. Вслед за Ford в этом году могут пойти другие автопроизводители, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.



- Несмотря на поддержку различных программ и различные промышленные субсидии, автопроизводителям всё равно не удается поддерживать нейтральный прирост продаж. Будет дальнейшее падение. Учитывая сложности с предоставлением господдержки в рамках специнвестконтрактов (СПИК), я не исключаю ухода некоторых автокомпаний с российского рынка в следующем году. Сейчас слабые позиции у концерна PSA Peugeot Citroen, плохо себя чувствует концерн Jaguar Land Rover, достаточно сложная ситуация у Nissan, — считает Бургазлиев.



Тимур Хасанов

Известия

Tags: Автопром, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments