Переговоры лидеров России и Германии длились около 3,5 часа
Pavel Golovkin / AP
В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель. Лидеры двух стран обсудили ситуацию в Сирии, возможные шаги по урегулированию военного конфликта в Ливии, строительство газопровода «Северный поток – 2», эскалацию напряженности на Ближнем Востоке, ядерную программу Ирана, а также исполнение договоренностей, достигнутых во время саммита в Париже, проходившего в нормандском формате. Встреча Путина и Меркель длилась около 3,5 часа. «Ведомости» собрали главные высказывания лидеров Германии и России.
О «Северном потоке – 2»
Россия может самостоятельно достроить газопровод «Северный поток – 2» без привлечения иностранных компаний, но сроки реализации проекта сдвинуты на несколько месяцев, отметил Путин. Он выразил надежду, что проект будет завершен до конца 2020 г. либо в I квартале 2021 г.
В свою очередь Меркель считает возможным строительство газопровода, несмотря на санкции США. Берлин продолжит оказывать поддержку реализации проекта, отметила она. Канцлер в очередной раз заявила, что «Северный поток – 2» – это прежде всего экономический проект. «Это правильный проект, и участвующие предприятия неоднократно выступали за то, чтобы реализовать его», – сказала она на пресс-конференции по итогам встречи.
«Германия убеждена, что Иран не должен получить доступ к ядерному оружию, и поэтому мы будем использовать все дипломатические средства, чтобы это соглашение, которое, разумеется, не идеальное, сохранить», – заявила Меркель.
О ситуации в Ливии и российских наемниках
«Там, к сожалению, продолжаются боевые действия, растет террористическая активность, а экономика и социальная сфера, к сожалению, деградируют», – заявил Путин. Ранее, 8 января, он и президент Турции Реджеп Эрдоган призвали стороны ливийского конфликта к перемирию, которое должно начать действовать в полночь 12 января. Путин надеется, что перемирие действительно будет объявлено в указанные сроки.
События в Ливии подрывают безопасность и стабильность не только в самом регионе, «но и имеют негативную проекцию на Европу», отметил Путин: «Я имею в виду нелегальную миграцию, контрабанду, торговлю и распространение оружия. Важно положить конец вооруженному противостоянию между ливийской национальной армией и правительством национального согласия, установить режим прекращения огня, принять меры по восстановлению политического процесса».
Комментируя слова Эрдогана о нахождении в Ливии более 2000 наемников ЧВК «Вагнер», Путин сказал: «Если там и есть российские граждане, они не представляют интересов российского государства и денег от российского государства не получают».
В свою очередь Германия намерена провести в Берлине международную конференцию по Ливии, рассказал Путин. Россия считает эту инициативу своевременной, но для достижения действительно весомых результатов нужно обеспечить участие в конференции всех заинтересованных в помощи Ливии и предварительное согласование ее решений со всеми сторонами ливийского конфликта, указал он. Меркель обещала соблюсти эти условия. Конференция, по её словам, пройдет под эгидой ООН.
О ситуации в Сирии
Ситуация в Сирии стабилизируется и постепенно возвращается к мирной жизни, заявил Путин. «Россия и Германия разделяют мнение о том, что конфликт в Сирии окончательно может быть решен исключительно политическими средствами. Главное, чтобы у сирийских граждан была возможность самостоятельно определять будущее своей страны», – отметил президент. Для реализации этого подхода был создан сирийский Конституционный комитет, который уже провел два заседания в Женеве, где сформировал конституционную комиссию, которая займется разработкой конституционных основ Сирии, напомнил Путин. Россия, Турция и Иран со своей стороны продолжат поддерживать эту работу, но требуется объединение мирового сообщества для восстановления самой Сирии и обеспечения безопасного возвращения беженцев, призвал Путин: «Вместе с тем любая помощь Сирии должна оказываться по согласованию с законными властями и распространяться на все пострадавшие территории, без всяких предварительных условий».
Обстановка в Сирии также обсуждалась во время переговоров Путина и Меркель, сказал журналистам Путин. По словам российского президента, он рассказал канцлеру о своей новогодней поездке в Дамаск и о переговорах с президентом Сирии Башаром Асадом.
Реализация минских соглашений
Путин призвал власти Украины начать реализовывать меры по урегулированию ситуации на юго-востоке страны в соответствии с минскими соглашениями. По его словам, в ходе переговоров с Меркель «подробно говорили об урегулировании внутриукраинского кризиса». Оба лидера считают минские соглашения безальтернативной основой для нормализации ситуации. «Важно, чтобы конкретные задачи, поставленные в ходе наших недавних встреч в нормандском формате, воплощались в жизнь», – сказал Путин. Необходимо прописать особый статус Донбасса в Конституции Украины, добавил президент.
Со своей стороны Меркель назвала состоявшуюся в декабре в Париже встречу лидеров в нормандском формате «частично успешной». «Мы продолжим работу, чтобы на следующем саммите добиться дальнейшего прогресса в соответствии с минскими договоренностями», – заключила она.
О ядерной программе Ирана
Путин и Меркель также обсудили ситуацию вокруг сохранения совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана. По словам российского лидера, этот вопрос является «чрезвычайно важным не только для региона, но и для всего мира».
Путин напомнил, что после отказа США от этого плана иранские партнеры заявили о приостановке своих добровольных обязательств по СВПД. «Россия и Германия решительно выступают за дальнейшую реализацию совместного плана», – сказал президент.
Обсудить
Ирина Чевтаева Светлана Бочарова
Die Zeit: Ужасная надежность Владимира Путина
"Прошли времена, когда над Россией посмеивались как над региональной державой: в международной политике Путин сегодня успешнее США и Евросоюза. С чем это связано?", - задается вопросом немецкое издание Die Zeit.
"Если в субботу Меркель и Путин будут говорить в Кремле о Ливии, Ближнем Востоке, Сирии, а также об Украине, то это можно вполне расценивать как успех российской дипломатии, - считает журналистка Алисе Бота. - Нравится это кому-то или нет, но этот вид дипломатии, под которой понимается чистая политика интересов, сегодня достаточно эффективен. Пока европейцы кажутся слишком загруженными, США уходят с Ближнего Востока и одновременно все же не уходят, пока Конгресс узнает о ближневосточной политике Трампа из Twitter, письмо министерства обороны США, предусматривающее вывод войск из Ирака, опровергается, Владимир Путин отправляется в тур. Он встречается с Асадом в Сирии во время посещения российских войск, пожимает руку Эрдогану во время торжественного открытия газопровода "Турецкий поток", проводит телефонные переговоры с Макроном, планирует в скором времени встретиться с Ас-Сиси в Египте - это будет двенадцатая встреча за шесть лет".
"Одним словом, вакуум, которые оставляют американцы на международной арене, россияне умело заполняют. Как и пустоту, которая в настоящий момент царит в дипломатии европейцев", - отмечает издание.
"Прошли времена, когда Обама посмеивался над Россией как региональной державой. В Сирии Путин смог удержать позиции Асада и создать неустойчивое равновесие между интересами турок, курдов, иранцев и израильтян. В Ливии российские наемники воюют на стороне ливийского генерала Хафтара. (...)Российские военные самолеты используют авиабазы в Египте. Сулеймани принимали в Москве, и теперь сокрушаются о его смерти - иранцам в их притязаниях на власть Россия позволяет доходить вплоть до Ливана, пока они остаются партнерами в Сирии".
"Даже в Европе, которая (пока еще) придерживается антироссийских санкций, Кремлю удается немного выйти из политической изоляции - несмотря на покушения (Скрипаль, Хангошвили), хакерские атаки и разоблаченные операции спецслужб. Макрон идет навстречу Путину, в Париже наконец проводятся переговоры о мире на Украине - но не без предварительных условий Путина", - говорится в статье.
"Успехи России объясняются прежде всего двумя причинами. С одной стороны, российская дипломатия считается очень профессиональной. (...) Если российские спецслужбы позволяют себе сокрушительные неудачи, то российские дипломаты считаются исключительно образованными, красноречивыми и опытными", - подчеркивает издание.
"Едва ли кто-то из министров иностранных дел во всем мире занимает свою должность дольше, чем Сергей Лавров. Едва ли кто-то является более закаленным, дерзким и энергичным: Лавров ведет переговоры с иракцами, турками, египтянами, американцами, ливийцами, китайцами, израильтянами, иранцами".
"Но более важная причина в меньшей степени связана с Россией, чем со слабостью остальных, - поясняет автор статьи. - Европейцы заняты собой, американцы - своим непредсказуемым президентом и его хаотичной ближневосточной политикой. Там, где царит хаос и возникает вакуум, становится сильным Путин. Но он редко бывает конструктивным. Хотя он и сохраняет власть своего подопечного Асада, но подготовкой послевоенного сценария для Сирии и тем более финансированием восстановления разрушенной страны пусть, пожалуйста, занимаются другие".
"Автократы Ближнего Востока благодарны за эту надежную власть, которая гарантирует им самое дорогое: статус-кво и тем самым их деспотию. (...) Путину помогает то, что он не придерживается слишком сильно ни одной идеологии и ценностей. Значение для него имеют его собственные интересы власти".
"Ни одни отношения не демонстрируют этого отчетливее, чем отношения с Турцией. Еще несколько лет назад Эрдоган был в некотором смысле государственным врагом России (...), потому что турки сбили российский военный самолет. Сегодня же Турция, несмотря на противоречивые интересы в Ливии и Сирии, является важным партнером России - снова на условиях Путина (...)".
"Тот, кто ведет переговоры со всеми и со всеми добивается сделок, кто обходит обязательства и ответственность, в долгосрочной перспективе подвергает себя риску. Возможно, даже вероятно, что ни один из российских успехов на Ближнем Востоке не сохранится - слишком хрупким является достигнутое равновесие, а дипломатия XXI века - это все же нечто большее, чем чистая политика интересов. Но в настоящий момент Путин ведет себя ужасно надежно. И это значительно больше, чем может предложить кто-то другой", - заключает Die Zeit.
Источник: Die Zeit