alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Стройка века. Канал из Индийского океана в Каспийское море

Российские попытки получить контроль за проливами Босфор и Дарданеллы, так ни к чему и не привели. Даже поражение Турции в войне 1878 года и выход русских войск к Константинополю (Стамбулу), то есть на берега Босфора, не позволили России овладеть водными артериями, которые дают выход в Средиземное море, и далее, в океанские просторы. Этому помешала солидарная позиция Англии, Франции и Германии.


Вот тогда, в Российской Империи и задумались над альтернативным маршрутом. В 1889 -1992 годах, русские инженеры разработали проект судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Он проходил по территории Ирана и обеспечивал российским судам кратчайший выход в Индийский океан. Босфор и Дарданеллы становились ненужными.



Если учесть широкую сеть водных транспортных артерий на европейской части России и то, что большинство из этих путей упирается в Волгу, проект "Транс Иранского" канала, становился стратегически важным.


После долгих переговоров и согласований, в 1904 году была создана российско-иранская комиссия и начались предварительные работы по строительству канала.


Но война с Японией, Первая Мировая, череда революций, затем Гражданская - заставили отложить перспективный проект в долгий ящик. А последующая нормализация отношений с Турцией, и вовсе позволяла не думать об этом. В обмен на поддержку в противостоянии с Грецией и странами Антанты, в 1924 году Анкара обещала полное содействие в использовании "проливов". Актуальность альтернативы, на какое-то время отпала. Но со смертью Кемаля Ататюрка, в 1938 году, антироссийская ( в то время антисоветская) направленность турецкой политики вернулась.


Советские суда, под разными предлогами, не пропускались через проливы. Турция встала на сторону Германии и во Второй Мировой. Интерес к "Транс Иранскому каналу", снова стал актуален. Переговоры на высшем уровне по этому поводу, вел Сталин и Иранский шах Пехлеви в 1943 году, в Тегеране. Но под влиянием, американских "союзников" - безрезультатно.


К проекту возвращались ещё несколько раз, но по разным причинам его осуществление откладывали. Пока Иран дружил с Америкой, серьезно говорить о строительстве канала не приходилось. Вашингтон всячески этому мешал, а Тегеран особо и не настаивал, ведь 70% иранского экспорта нефти приходилось на Соединенные Штаты.


Сегодня, когда геополитическая обстановка в мире резко изменилась, "Транс Иранский" канал становится для Тегерана приоритетным. Находясь под жесткими американскими санкциями, Ирану уже терять нечего. А вот новый транзитный маршрут из Европы в Азию, может принести немалые доходы. Этот путь вдвое короче, чем через Турцию.



Канал должен пройти по фарватерам иранских рек и имеет протяженность около 700 километров. Затраты на строительство оцениваются в 10 миллиардов долларов. Уже на четвертый год эксплуатации, транзитные доходы Ирана и России должны достигнуть трех миллиардов долларов в год. То есть, примерно за семь лет, канал должен выйти на самоокупаемость.



Интерес к инвестированию в проект уже выразили многие западные компании. Но, как всегда, Вашингтон и здесь подсуетился. С 1997 года в отношении канала Персидский залив - Каспийское море, введены санкции. Государства и компании, оказывающие содействие Ирану в реализации этого проекта, будут наказаны Америкой.


Те не менее, в Иране продолжается подготовка к строительству. Когда "стройка века" начнет воплощаться в жизнь пока не известно. Это зависит от решения большого количества экономических и политических вопросов вокруг магистрали Каспий - Персидский залив.




Источник

Tags: Иран, Каспийское море, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments