alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Глава МИД предложил разорвать договор о регистрации самолетов на Бермудах

В этом случае российским авиакомпаниям придется перерегистрировать более 700 самолетов в России


Глава МИДа Сергей Лавров предложил расторгнуть договор с Бермудами, где зарегистрированы практически все иностранные самолеты российских перевозчиков. Перерегистрация самолетов в России может дорого обойтись авиакомпаниям


Сергей Лавров (Фото: Leo Correa / AP)


Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть межправительственный договор между Россией и Бермудами (заморская территория Великобритании) о передаче функций надзора над зарегистрированными самолетами, который действует с 1999 года. Это следует из письма министра, направленного 14 декабря депутату Госдумы Михаилу Шеремету (копия письма — ответа на соответствующий депутатский запрос есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили сам депутат и источник РБК в Росавиации).


В департаменте информации и печати МИДа на запрос РБК ответили, что решение об инициировании расторжения договора относится к Росавиации и Минтрансу, РБК направил запрос в их пресс-службы.


Почему МИД настаивает на расторжении договора с Бермудами

«Если реализация положений соглашения [с Бермудами] ставит под серьезную угрозу безопасность пассажирских перевозок, возможно, Минтрансу России и Росавиации следовало бы рассмотреть вопрос об инициировании прекращения действия рассматриваемого международного договора», — пишет министр. Цель расторжения соглашения — последующий перевод самолетов из иностранных реестров в российский, отмечает он.


Российские власти уже давно обсуждают идею перерегистрировать иностранный флот отечественных авиакомпаний. С 2015 года Росавиация получила право на сертификацию самолетов и с февраля 2019 года стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию уже в России, несмотря на регистрацию судов за рубежом. В мае 2019 года стало известно https://www.rbc.ru/society/15/05/2019/5cdbf60d9a7947040b050b1b , что Генпрокуратура, проводившая весной проверки в Росавиации, выявила массу нарушений из-за отсутствия дополнительных сертификатов у машин российских авиакомпаний. Тогда прокуроры совместно с ФСБ выяснили, что около 400 самолетов российских авиакомпаний (это более половины парка всех перевозчиков) не проходили через дополнительные «необходимые исследования и сертификационные работы» в России.


Сейчас помимо межправительственного договора 1999 года между Россией и Бермудами действует приложение 83-bis к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Оба документа имеют приоритет над российским законодательством. На изменения в самолете иностранного производства (так называемая перекомпоновка; например, когда перевозчик увеличивает в салоне число кресел), согласно Чикагской конвенции, страна регистрации выдает сертификат. Но ранее МИД заявил, что соглашение с Бермудами не считается международным, поскольку это заморская территория Великобритании и она не правомочна сама заключать международные договоры. А значит, соглашение с Бермудами не имеет приоритета над национальным законодательством. Однако в письме от 14 декабря Лавров подчеркивает, что соглашение с Бермудами все же подпадает под определение международного договора.


Как перерегистрация самолетов отразится на российских авиакомпаниях


Перевод самолетов в российский реестр позволил бы Росавиации следить за поддержанием их летной годности вместо иностранных регуляторов. Сейчас, согласно Росавиации, 725 самолетов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 — в Ирландии и России, еще два — на острове Аруба. Первой переводить самолеты в российский реестр должна была начать компания Azur Air, но после перерегистрации одного Boeing 767 перевозчик отказался от этих планов, объяснив это недовольством лизинговых компаний. Перевод в российский реестр потенциально снижает для лизинговых компаний ликвидность и стоимость лайнера, дальнейший вывод из реестра при продаже сопряжен с дополнительными затратами и осложняет ремаркетинг, пояснил гендиректор исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Как сообщала газета «Ведомости», из-за отсутствия российских дополнительных сертификатов Росавиация стала запрещать полеты самолетов отдельных перевозчиков — источники издания говорили о проблемах у четырех лайнеров авиакомпании Nordwind и одного Azur Air, «в зоне риска» были три Boeing 777 перевозчика Royal Flight. Но в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявили, что такие меры приведут к росту затрат перевозчиков и простою самолетов. В итоге Минтранс в конце сентября отменил требования Росавиации.


«Сейчас количество воздушных судов, не переведенных в российский реестр, таково, что скорое расторжение договора с Бермудами было бы равносильно уничтожению гражданской авиации», — предупреждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, Бермуды наиболее комфортны для владельцев самолетов, поскольку их авиационные правила гармонизированы с европейскими и вся правовая система понятна для собственников и авиаперевозчиков. К тому же у России нет достаточного числа специалистов по поддержанию летной годности самолетов. Но ситуация вскоре должна измениться. Как рассказывал ранее источник РБК в одной из российских авиакомпаний, проблема сертификации и техобслуживания заключается в том, что стандарты России в отличие от Бермудов не признаны мировым сообществом, поэтому такие самолеты лизинговые компании не хотят выкупать обратно: потом их не перепродать, например, европейским перевозчикам. «Стимулом для перерегистрации самолетов может стать обнуление НДС со следующего года. Нулевая ставка будет распространяться на ввоз иностранных лайнеров, переведенных в российский реестр», — отмечает Пантелеев.


РБК направил запросы в пресс-службы авиакомпаний «Аэрофлот» и S7.


Представитель авиакомпании «Победа» сказал РБК, что она поддерживает перевод самолетов в российский реестр, но для этого нужно реализовать план по присоединению Кейптаунской конвенции без приоритета российской юрисдикции в спорах между владельцами самолетов и авиакомпаниями, чтобы у последних была возможность быстро вернуть лайнер из российского реестра, например при неуплате лизинговых платежей. «Победа» также считает необходимым подготовить достаточное количество технических специалистов не ниже уровня экспертов международного Bureau Veritas, осуществляющего строжайший контроль за соблюдением норм летной годности самолетов, зарегистрированных в Бермудах. Еще одно условие — принятие нормативных актов для защиты собственников двигателей, чтобы можно было выделять их из состава лайнера (у самолетов и двигателей очень часто разные владельцы, а по российскому законодательству двигатели — неотъемлемая часть самолета), заявил представитель «Победы».


«Это (инициатива главы российского МИДа расторгнуть договор с Бермудами. — РБК) — одно из предложений, мы выполняем уже принятые решения, которые будут учитывать отраслевые реалии», — сказал РБК директор по связям с общественностью Nordwind Александр Сухоруков.


В пресс-службе Azur Air отказались от комментариев.


Авторы: Мария Кокорева, Дмитрий Серков    Подробнее на РБК

Продолжение темы: Прощание с Бермудами: что означают новые требования к офшорным компаниям

Tags: МИД Российской Федерации, Офшоры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments