alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Положение России в международных рейтингах образования расходится с реальностью

Александр Трушин: Уровень бездумности

Положение России в международных рейтингах образования расходится с реальностью

В нашей стране 4 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют только начальное образование. 2 процента населения вообще нигде не учились. Эти сенсационные выводы — из только что вышедшего сборника «Образование в цифрах», выпущенного в 2019 году НИУ ВШЭ на основании данных Росстата, Минпросвещения, Минобрнауки, Федерального казначейства РФ и ОЭСР.


Четыре процента населения с начальным образованием — это 5,6 млн живущих сегодня наших людей, которые не смогли усвоить программу начальной школы и не перешли в 5-й класс. Может быть, они кое-как умеют читать, писать и считать, но очень плохо. Не понимают, что читают, пишут и считают с ошибками. В таких случаях психологи предпочитают говорить о функциональной неграмотности. Фактически эти люди не способны жить в современном обществе. Потому что для продолжения обучения в основной школе, колледже или вузе нужно не только уметь читать, но и понимать смысл текста. И это нужно не только для школы. Человек, не способный понимать прочитанное, не может адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире. Например, не может освоить профессию.

«Твой ребенок умеет читать?» — спрашивают друг друга родители поступающих в 1-й класс детей. Но большинство имеет в виду умение складывать буквы в слова, а не понимание смысла прочитанного. В начальной школе внимание учителей сосредоточено в основном на технике чтения — сколько слов ребенок прочитает в минуту. И очень мало учат понимать прочитанное.


Специалисты говорят, что в Финляндии в начальных классах есть специальные программы обучения пониманию текста. Конечно, у нас тоже есть учителя, которые учат понимать и думать. Этот разговор — не к ним, а ко всей системе образования, которая направлена на запоминание и повторение («мать учения»). В 5–9-х классах материалы учебников все более усложняются. Дети, не научившиеся понимать тексты в начальных классах, с этим не справляются. Их просто отчисляют из школы. Вот еще две цифры из сборника НИУ ВШЭ. Охват образованием детей от 5 до 14 лет — 97,6 процента. В 15–19 лет — 88,0 процента. То есть учат, учат, а в итоге 12 процентов подростков оказываются выброшенными на улицу. Их судьба, похоже, не волнует ни родителей, ни бывших учителей, ни органы опеки. Может быть, это дети с ограниченными возможностями? Об этом приведенная статистика умалчивает, но, судя по всему, те самые 2 процента населения, которые никогда нигде не учились, и попадают в эту категорию. А остальные? В большой стране пара процентов — это миллионы человек.


Психологи считают, что, если до 12 лет ребенка не научили понимать, что он читает, он пополняет функционально неграмотную часть населения. В России проводятся исследования на эту тему, но они закрыты.

В прошлом номере «Огонька» Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС со ссылкой на исследования PISA говорила, что «в нашей стране от 16 до 20 процентов детей не достигают функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук». Напомним, речь идет о 15-летних ребятах, которых еще не выгнали из школы.


Дети вырастают. Как там, во взрослой жизни обстоит дело с навыками понимания, которые сейчас стали называть «когнитивными»?


В 2013 году ОЭСР организовала исследование ключевых компетенций взрослого населения PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies). Оно проводилось в 35 странах, в том числе и в России. В мире всего участвовали в исследовании более 200 тыс. человек, в России — 5 тыс. Результаты семь лет не предавали широкой огласке в нашей стране. В этом исследовании изучались три ключевые компетенции: грамотность чтения, математическая грамотность и умение решать задачи в технологически насыщенной среде. «Первый показатель,— поясняет Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ,— определяет умение человека работать с информацией. Второй — степень владения абстрактной логикой. Но самый важный из показателей — третий, потому что он определяет умение человека принимать самостоятельные решения на основе анализа данных. То есть способность человека думать и достигать своих целей, используя для этого современные технологии».


Так вот, по первым двум показателям у наших соотечественников результат чуть выше среднего по ОЭСР — 275 баллов. Максимум — у Японии (295 баллов). Далее стоят Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Швеция... Худший результат — у Италии и Испании.


А вот по третьему показателю — умению думать, самостоятельно решать задачи в технологически насыщенной среде — мы оказались на предпоследнем месте: только 40 процентов людей в возрасте от 16 до 24 лет и 10 процентов в возрасте 55–65 лет умеют это делать. Позади нас — только Польша. А на первом месте — Корея. И дальше опять же Финляндия, Швеция, Нидерланды, Бельгия…


В принципе этот показатель к 60–65 годам снижается во всех странах, поясняет Илья Коршунов. Но у нас этот процесс начинается раньше — в 40–45 лет. Это видно по уровню зарплат: у нас пик приходится именно на этот возраст. А в странах — лидерах рейтинга самые большие зарплаты у людей в 60–66 лет. И учатся там в системе непрерывного образования до 80 лет.

«Это вопрос развития человеческого капитала,— говорит Илья Коршунов.— Качество рабочей силы влияет и на производительность труда, и на рост экономики в целом. Сегодня требуется совокупность компетенций, активности, трудоспособности работников, которые создают добавочную стоимость. А когнитивные навыки — это та основа, база, на которую надстраиваются быстро меняющиеся профессиональные навыки. К сожалению, мы сегодня отстаем от развитых стран именно в умении думать и оперативно решать текущие задачи и проблемы».


Закладываться и формироваться это умение должно в школе. Олег Подольский, руководивший проектом PIAAC в России в 2013 году (сейчас — директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета национальной технологической инициативы «2035»), отмечает: «В этом исследовании самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах. В этих странах в целом и достижения взрослых по результатам исследования высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий — с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию».


Гипотеза пока что повисла в воздухе. Но, кажется, ее доказательство может объяснить, почему мы уже несколько десятилетий не можем как следует организовать экономику и наладить свою жизнь.

Авторы: Александр Трушин

Коммерсант

Tags: Будущее России рождается в каждом из нас, Образование, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments