alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Цифровая экономика - фильтр для воровства не вписывается в воровской электронный учёт

Цифровая экономика не загружается

Самый современный нацпроект пока не вписывается в электронный учет


В среду у Владимира Путина состоится заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам — накануне, как стало известно “Ъ”, премьер-министр Дмитрий Медведев в рабочем порядке обсудил с вице-премьерами нормативное обеспечение, необходимое для их финансирования. Сильнее всего от графика отстает нацпроект «Цифровая экономика» — по данным на 6 мая, он не отражен в системе «Электронный бюджет», контролирующей исполнение нацпроектов. По данным “Ъ”, это объясняется необходимостью переоформления паспортов нацпроектов в соответствии с требованиями Минфина. В аппарате курирующего «цифру» вице-премьера Максима Акимова говорят, что работа с «Электронным бюджетом» техническая, а руководство проекта сосредоточено на его фактической реализации.

Как стало известно “Ъ”, во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с кураторами нацпроектов для подготовки к заседанию совета при президенте, которое состоится в среду. Одна из ее тем — финансовая подготовка к реализации нацпроектов, в частности, посредством погружения их в систему Минфина «Электронный бюджет». В этой системе в декабре 2018 года создан отдельный модуль для контроля исполнения нацпроектов — до 15 апреля Минфин и регионы должны были обеспечить отдельный учет их финансирования. Как ранее пояснял замглавы аппарата правительства Анатолий Кириенко, система пошагово отслеживает все объекты и контрольные точки.

Как следует из материалов к встрече Дмитрия Медведева с его заместителями, нацпроекты внесены в систему на 92%. По данным на 6 мая, единственным нацпроектом, бюджетные обязательства и планы по реализации которого не загружены в «Электронный бюджет», оказалась «Цифровая экономика». В аппарате вице-премьера Максима Акимова, курирующего «цифровой» нацпроект, отметили, что воспринимают работу с «Электронным бюджетом» как техническую, а главная цель проекта — «развитие телекома и доставка улучшенных сервисов людям».



Отставание «Цифровой экономики» можно объяснить ее принципиальной новизной — остальные проекты в том или ином виде уже реализовывались, в частности, в рамках приоритетных проектов. Отметим, что в отличие от жилищного, дорожного или социальных нацпроектов «Цифровая экономика» к тому же единственный нацпроект, относящийся к законодательно не описанной новой отрасли, будущее развитие которой до сих пор вызывает споры у экспертов. В частности, для реализации нацпроекта его кураторам необходимо определиться с принципиальными вопросами о том, кто и как должен распоряжаться данными, описать и создать национальную систему управления ими, «цифровые профили» граждан и компаний и выстроить систему их взаимоотношений, а также зафиксировать базовые понятия и терминологию. При этом рынок, который призван урегулировать нацпроект, уже существует и состоит из большого числа цифровых и инфраструктурных компаний, включая государственный Ростелеком, что делает задачу сопряжения их интересов с видением будущего отрасли чиновниками нетривиальной. Отдельной сложностью является и активное внедрение руководством нацпроекта новых технологий управления (проектный подход, agile и пр.), которые распространены в «цифровой» среде, но плохо сочетаются с традиционным бюджетным процессом в понимании Минфина. В аппарате Максима Акимова во вторник подтвердили “Ъ”, что каждое изменение в нацпроекте согласуется с центрами компетенций, чтобы «не терять связи с рынком», но подчеркнули, что на темпы работы это никакого влияния не оказывает.

В рамках остальных нацпроектов отставание наблюдается только при внесении планов мероприятий, детально расписывающих реализацию нацпроектов.

По состоянию на 6 мая они были загружены в систему на 57%, хотя еще 22 апреля ни одного плана в «Электронном бюджете» не было. Так, проблемы выявлены в рамках проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (внесен один из четырех планов), «Жилье и городская среда» (ни один из четырех) и «Экология» (ни один из одиннадцати). Отчасти подобные задержки еще при загрузке самих нацпроектов объяснялись ведомствами «техническими процессами». По некоторым проектам ситуация выправилась буквально за один день — как во вторник сообщили “Ъ” в аппарате вице-премьера Виталия Мутко, курирующего жилищный проект, по состоянию на 7 мая в «Электронный бюджет» загружены уже все планы его мероприятий.

Отдельное внимание уделяется нормативно-правовым актам, необходимым для разблокировки лимитов бюджетных обязательств,— в этой части ведомства за последний месяц заметно ускорили работу. Если 22 апреля ожидалось принятие 40 постановлений правительства, то теперь недостает всего пяти. Общий объем финансирования, который блокируется их отсутствием, оценивается в 3,6 млрд руб. в 2019 году. Большинство этих документов уже разработано ведомствами и даже вносилось в правительство. Например, проект правил субсидирования льготных кредитов для российских IT-компаний (лимит бюджетных обязательств по нему составляет 1,7 млрд руб. в 2019 году) поступил в Белый дом 26 апреля, но был возвращен для доработки и последующего внесения в правительство.

Евгения Крючкова, Олег Сапожков




Коммерсант
Tags: Российская Федерация, Цифровая экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments