?

Log in

No account? Create an account
поговорим

alexandr_palkin


МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО

Будущее России рождается в каждом из нас


Previous Entry Поделиться Next Entry
Интересные воспоминания очевидца событий 90-х годов в Казахстане .
поговорим
alexandr_palkin
Оригинал взят у videoelektronicв Интересные воспоминания очевидца.
Любопытно вот что...

Кто-то из тех, кто сегодня так жалея бедных больных сирот, которые не смогут выехать в США, поддержал русских, которых травили по национальным окраинам? Вроде бы из оппозиционеров один только Лимонов что-то там пытался делать, за что и отсидел несколько лет в российской тюрьме. А многие за то были во время бешенной травли русских как раз рядом с троном, у власти.
И сегодня так раздуваемая проблема сирот, которую "демократы" предлают решать в духе сдачи своей страны, не идёт ни в какое сравнение с гуманитарной катастрофой, которую эти же "демократы" организовали в национальных окраинах СССР. Кто из отвественных за эту катастрофу хотя бы повинился сегодня? Кто из них хотя бы пальцем пошевелил, что бы помочь переселенцам тогда?


Оригинал взят у azlokв Полигон ПРО Сары-Шаган. Казахстан и Россия



Все о чем пишу, долго обдумывал и носил в себе. Хотел, что бы люди узнали правду о Полигоне и жизни русских людей за пределами России. Власть об этом молчит. Удалось ли мне найти нужные слова?
Я был одним из миллионов людей, кто покидал Казахстан с горьким чувством. В Казахстане похоронены мои деды, я полжизни провел на той земле. Мне хочется разобраться – что же произошло тогда? Наверное, кто-то не согласится со мной, каждый имеет право на свое мнение.


Я уважаю казахский народ. Уважению к старшим и гостеприимству русским не мешало бы поучиться у них. До девяностых годов мы вообще не обращали внимания: кто какой национальности. У меня было много друзей казахов – они и сейчас остались друзьями.

Потом началась Перестройка. Меня она застала в Семипалатинске. Семипалатинск был русский город на берегу Иртыша. А где он находился, в Казахстане или России, значения тогда не имело. Перестройка начиналась красиво – долой застой, давай новое мышление. Потом стали происходить вещи, которые я перестал понимать. Помню как это было. Центральная печать и телевидение бесконечно повторяли: «виноват Сталин». Затем тон поменялся и стали повторять: «виновата Партия». Повторяли так, пока к власти в Москве не пришли Демократы. После стройный хор голосов разладился и каждый стал кричать свое.

В Казахстане было несколько сложнее. Сначала вместе со всеми повторяли Сталин и Партия. Потом новые нотки – виноват Центр. И затем уже открыто: виноваты русские. Виноваты потому что Полигон; виноваты в пустых полках магазинов; виноваты, что казахи забыли свой язык. Да если поискать, можно продолжать и продолжать.
Можно долго спорить, кем подняты и освоены земли Северного Казахстана. Казахами или русскими переселенцами. Но как сложилось, так сложилось – не это главное. Главное, что на этой земле всегда всем хватало места.

Один мой дед приехал сюда в 1909 году по столыпинской реформе из Курской губернии. Они ехали до места два года. Везли имущество и инвентарь, вели с собой скот. В центральной России у крестьян не было земли, а в Сибири давали сколько хочешь. Говорили: сколько за светлый день обойдешь – столько и бери. Тогда север нынешнего Казахстана считали Сибирью. Переселенцы начали с землянок, и уже через несколько лет имели табуны лошадей. Только работай и все будет.

Второй дед приехал в 1931 году по распределению из Тамбовской губернии. Он тоже ехал в Сибирь. Ехали в эти места самые грамотные, сильные, предприимчивые. Ехали поднимать целину, строить новые города и заводы, осваивать новую землю. Русские и казахи работали бок о бок. Казахи учились, для них многое было новым и незнакомым. Революция, коллективизация, война принесли людям много бед. Но от этого страдали все, независимо от веры и национальности. Люди старались держаться вместе и оставаться людьми.

Началось смутное время девяностых годов. Среди казахской интеллигенции нашлись такие, кто стал разжигать в казахах национализм и злобу. Помню, приехали в Семипалатинск из Алма-Аты руководители движения Невада-Семипалатинск. Эта организация боролась за закрытие Полигона. Власть уже до предела погрязла во лжи. Уж где, как не в Семипалатинске, знали о Полигоне правду. Город десятки лет трясли четырехбалльные землетрясения, доносило все радиоактивные выбросы и прочее. Люди однозначно требовали закрыть Полигон.

Но приезжие деятели играли в свои игры. Выступая на митинге с трибуны, главный оратор сказал: "Есть возле Курчатова городок военных. Направим туда десять тысяч всадников! Пусть военные узнают волю народа!" Дальше одобрительный рев организованных сторонников. А до меня дошло – речь ведь идет о моем Чагане. Представил: разбойники на конях носятся по улицам городка, а жители прячутся от них.

Всадников не нашлось, зато нашлось множество грабителей и мародеров. Они двинулись в Чаган грабить. Чего организаторы ждали, что военные начнут стрелять? Хотели сшибить лоб в лоб армию и казахов? Я слушал в то время многие речи. Часть казахской интеллигенции открыто звала к войне с русскими.

Сразу скажу: в целом они просчитались. Среднее и старшее поколение казахов на эти провокации не поддалось. Они росли вместе с русскими, вместе работали. Делили беды и радости. Зато много казахской молодежи заразилось злобой и агрессией. В Семипалатинске было так: чуть только стемнеет, на улицу лучше не выходи. Молодые казахи сбивались в стаи и избивали одиноких русских прохожих. Это стало массовым явлением. Милиция и чиновники смотрели на все это снисходительно: "Что Вы хотите: балуются ребята, всегда так было". К слову, расслоение по профессиям в Казахстане было и раньше. На заводах у станков всегда стояли русские, немцы, украинцы. Торговля, милиция, чиновники – коренная национальность.
Однажды стал свидетелем: беснующаяся толпа молодых казахов. Орут: «Орыс чушка!» Для русского читателя перевожу: русские свиньи. Но смысл глубже, у мусульман свинья – это грязное животное. Вокруг этого сборища милиционеры-казахи. Или сопровождают, или охраняют, но улыбаются вполне одобрительно. После этого я пошел собирать вещи на отъезд.

Массовый отъезд из Казахстана начался в начале девяностых годов. Люди видели, что власть поддерживает националистов. Дальше так жить нельзя. С надеждой смотрели на Россию. Говорили – пусть только россияне скажут, что мы с вами. Мы сами порядок наведем. Бог с ним, с вечно пьяным «Гарантом Конституции». Но в России тогда не нашлось никого, кто бы поддержал соотечественников.

Русские в Казахстане не стали воевать, не стали бороться и кричать. Они поехали. Только из Семипалатинска за десяток лет уехало больше ста тысяч русских. Не только русских. Немцы ехали в Германию, украинцы на Украину. Это называлось: уехал на историческую Родину.
Я уехал из Семипалатинска в 1992 году. Уехал с обидой. Скажу честно: долго не мог простить казахам.

Надо было начинать новую жизнь в России. Первый вопрос: куда ехать – конечно в Сибирь. Многие люди в европейской части боятся Сибири. Это стереотипы: на самом деле климат, скажем в Новосибирске, лучше московского или питерского – пусть не соглашаются, я могу сравнивать.

Я долго жил в военных городках, там особая атмосфера. И для себя решил: не хочу жить в деревне, там грязь и скука; не хочу жить в большом городе, там дым и суета, а хочу жить в маленьком городке, рядом с большим городом. И чтобы лес был и речка. Я выбрал Бердск – благоустроенный компактный городок. Рядом полуторамиллионный Новосибирск. Лес, река и до горизонта Обское море.
В Россию приехал с одним чемоданом. Уже потом подсчитал: приехал начинать новую жизнь, когда исполнилось 33 года, три месяца и три недели – так совпало.

Россия принимала переселенцев как злая мачеха. Жилье – ваши проблемы. Работа – без прописки нельзя. Прописка – ваши проблемы. Устраивайся как можешь. Оформил ссуду на приобретение жилья, ее хватило ровно на кухонный гарнитур и обычный холодильник. За эту ссуду потом рассчитывался десять лет.
А ведь ехали не самые худшие. Те, кто думал о будущем своих семей, кто готов был бороться и работать, кто связывал себя с Россией. К слову, казахские чиновники щенки по сравнению с российскими. Казахский чиновник может вымогать взятку, а у российского еще и чванства выше головы.

Как бы там ни было, начал с нуля. Нашел квартиру, устроился на работу. Потом приехала жена. Через год привезли детей и жизнь пошла. Три года прожили на частной квартире. Потом приобрели свою квартиру. Мне это стоило разбитой головы, но все как говорится «мелочи жизни».
В Казахстан ездил каждый год проведать родителей. Видел, как менялась психология казахов. Сначала агрессивность и недоверие по отношению к русским. Затем радость победы – русские стали массово уезжать. Потом растерянность – предприятия и службы, которые до этого работали как часы, стали разваливаться на глазах. Потом какая–то виноватая неопределенность – а может и правда, вместе было лучше?

В этом году я ездил в Семипалатинск, в свой городок Чаган, Курчатов и на точку. Впервые после долгих лет видел у казахов открытые и доброжелательные лица. Наверное, есть еще по обе стороны новой границы люди, подсчитывающие старые обиды. Но я уверен – тучи уже расходятся. Простые люди во всем разберутся. Русским и казахам еще сотни и тысячи лет жить бок о бок. Будущее за дружбой. Я в это твердо верю.



Автор Курсаков Александр Иванович

Автор фото ХОДАРЕНОК МИХАИЛ
http://vpk-news.ru/photographs/gallery/757#slide-0-field_gallery-12007

Полигон Сары- Шаган. Площадка 35. Жилой городок.





















  • 1
полгода прожил в Казахстане - получил такой жизненный урок, который никогда не забыть
в этом году обязательно напишу про то

Напишите. Полелезное будет чтение

Летал в командировку на наш Целиноградский завод в конце 80-х. Тогда это был ещё русский город. Однако основным ощущением было: для меня это было бы самое жестокое место ссылки. Тогда же ужаснуло письмо Солженицина: Как нам обустроить Россию.

Edited at 2013-01-14 16:00 (UTC)

Спасибо за подробный рассказ. можно ли мне использовать его в своем исследовании?

Вы можете использовать всё в моём журнале

Всё для Друзей

(Анонимно)
Что за ересь тут написали какой нахрен национализм уезжали от того что закрывались предприятия, развал ,безработица ,неопределенность,в Семипалатинске в 90 х годах делились на районы да и везде так было в союзе край на край дрались что тут автор пишет не обьективно ,потом по таким постам люди начинают судить вот какие казахи не хорошие ...

(Анонимно)
Мне сейчас 36. Уехали из Казахстана с мамой, когда мне было 17. Там все продали, хватило денег только на дорогу. Тяжелые были времена. Спустя 19 лет я приехала в город, где была коренной жительницей. Еще моя бабушка там родилась. Сейчас я рада, что живу в другом месте. Была удивлена, что остались русские и не хотят уезжать. На вопрос почему? отвечали, что отношение с казахами во многом изменились и произошло некоторое переосмысление. Но национализм все еще имеет место быть.

  • 1