alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Крайне удивлён, что на сайте НИИ нет кода доступа в институт и к сейфу генерального конструктора

Оригинал взят у troll_lol_o wrote in otrageniya  в Проект "Аякс"* жив?


Есть такая старая старая байка в среде любителей авиации: мол, однажды, в 80-х годах, некий Владимир Фрайштадт предложил революционную концепцию гиперзвукового аппарата под именем "Аякс". Известно про Фрайштадта чуть больше, чем ничего. Про концепцию тоже чего только не говорят - и всё похоже на правду чуть больше, чем расследования Игоря нашего Прокопенко. Но что, если попробовать провести более подробное расследование? Я поинтересовался личностью конструктора, местом его работы, упоминаниями концепции "Аякс" - и вдруг обнаружились крайне интересные вещи.

Вот что было написано о проекте "Аякс" на ресурсе "Военное обозрение":

"Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а, напротив, впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.
Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту".

Я поинтересовался, а откуда же у "Военного обозрения" такая информация? И при первой же попытке выяснить, что из себя представляет НИГПС, я оказался на сайте данного предприятия. Оказывается, предприятие до сих пор живо и вполне себе здравствует, а информацию о проекте "Обозрение" утащило со страницы НИПГС - ну, просто забыло указать источник, бывает.

Вообще, на сайте предприятия поднимаются интереснейшие темы - такие, как МГД-управление ионизированным потоком в двигателе, плазменное управление аэродинамикой, система активной тепловой защиты и так далее. В принципе, это всё до сих пор считается околонаучной фантастикой - но НИПГС-то существует и здравствует! А чем они сейчас занимаются, на чем делают деньги? И вот тут-то я наткнулся на глухой информационный забор. Нет ничего, совсем. Предприятие есть, информации о его работе - нет. Последнее, что размещено на сайте - материалы с IX Международного симпозиума «Термохимические процессы в плазменной аэродинамике», который проходил в Санкт-Петербурге 2-6 июля 2012 года. С тех пор гробовое молчание о разработках, и только акционерам иногда немного рассказывают о новостях компании. Например, вот так: Совет директоров Открытого акционерного общества "Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем" (ОАО "НИПГС") извещает, что на основании решения Совета директоров ОАО «НИПГС» от 18 апреля 2018 года (протокол № 3) проводится годовое общее собрание акционеров ОАО «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем» в форме совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование.

Знаете, что мне это всё напоминает? Один-в-один советское закрытое НИИ типа "почтовый ящик". И говорить это может только об одном: с большой вероятностью главный проект НИПГС - проект "Аякс" - жив, просто нам пока рано знать, что именно в рамках данного проекта происходит. Тема-то крайне необычная! Ведь вот как описывается принцип работы летательного аппарата на сайте разработчика: "Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера".

Фантастика, согласитесь. И я бы даже признал это всё ненаучной ересью, если бы не одно "но": предприятие-то живо. Ну не на сковородках же с кастрюлями оно деньги зарабатывает!




*Концепция "Аякс"

Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом. Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.

scheme of AJAX concept

Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера.


       Отличительной особенностью концепции «АЯКС» является её целостность с энергетической точки зрения. В ней органически соединены различные научные и технологические подходы:





Источник
Tags: Наука и техника, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment