?

Log in

No account? Create an account
поговорим

alexandr_palkin


МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО

Будущее России рождается в каждом из нас


Previous Entry Поделиться Next Entry
Крайне удивлён, что на сайте НИИ нет кода доступа в институт и к сейфу генерального конструктора
БАН
alexandr_palkin
Оригинал взят у troll_lol_o wrote in otrageniya  в Проект "Аякс"* жив?


Есть такая старая старая байка в среде любителей авиации: мол, однажды, в 80-х годах, некий Владимир Фрайштадт предложил революционную концепцию гиперзвукового аппарата под именем "Аякс". Известно про Фрайштадта чуть больше, чем ничего. Про концепцию тоже чего только не говорят - и всё похоже на правду чуть больше, чем расследования Игоря нашего Прокопенко. Но что, если попробовать провести более подробное расследование? Я поинтересовался личностью конструктора, местом его работы, упоминаниями концепции "Аякс" - и вдруг обнаружились крайне интересные вещи.

Вот что было написано о проекте "Аякс" на ресурсе "Военное обозрение":

"Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а, напротив, впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.
Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту".

Я поинтересовался, а откуда же у "Военного обозрения" такая информация? И при первой же попытке выяснить, что из себя представляет НИГПС, я оказался на сайте данного предприятия. Оказывается, предприятие до сих пор живо и вполне себе здравствует, а информацию о проекте "Обозрение" утащило со страницы НИПГС - ну, просто забыло указать источник, бывает.

Вообще, на сайте предприятия поднимаются интереснейшие темы - такие, как МГД-управление ионизированным потоком в двигателе, плазменное управление аэродинамикой, система активной тепловой защиты и так далее. В принципе, это всё до сих пор считается околонаучной фантастикой - но НИПГС-то существует и здравствует! А чем они сейчас занимаются, на чем делают деньги? И вот тут-то я наткнулся на глухой информационный забор. Нет ничего, совсем. Предприятие есть, информации о его работе - нет. Последнее, что размещено на сайте - материалы с IX Международного симпозиума «Термохимические процессы в плазменной аэродинамике», который проходил в Санкт-Петербурге 2-6 июля 2012 года. С тех пор гробовое молчание о разработках, и только акционерам иногда немного рассказывают о новостях компании. Например, вот так: Совет директоров Открытого акционерного общества "Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем" (ОАО "НИПГС") извещает, что на основании решения Совета директоров ОАО «НИПГС» от 18 апреля 2018 года (протокол № 3) проводится годовое общее собрание акционеров ОАО «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем» в форме совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование.

Знаете, что мне это всё напоминает? Один-в-один советское закрытое НИИ типа "почтовый ящик". И говорить это может только об одном: с большой вероятностью главный проект НИПГС - проект "Аякс" - жив, просто нам пока рано знать, что именно в рамках данного проекта происходит. Тема-то крайне необычная! Ведь вот как описывается принцип работы летательного аппарата на сайте разработчика: "Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера".

Фантастика, согласитесь. И я бы даже признал это всё ненаучной ересью, если бы не одно "но": предприятие-то живо. Ну не на сковородках же с кастрюлями оно деньги зарабатывает!




*Концепция "Аякс"

Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом. Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.

scheme of AJAX concept

Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера.


       Отличительной особенностью концепции «АЯКС» является её целостность с энергетической точки зрения. В ней органически соединены различные научные и технологические подходы:





Источник


  • 1
Не скажу за выпуск тепла на обшивку, поскольку даже не понял себе это процесс. Правда, была мысль, вроде летящего паровоза.
А вот то что информация лежит в свободном доступе, исходит из того, что американцы давно уже передрали принцип "Водородного двигателя". И не просто передрали, но ещё создали опытный образец. Причём идея, создать двигатель работающий на воде, был поднята в фильме "Восход Чёрной луны" в 1988 году.
А ещё я слышал, что Американские олигархи, уже вовсю ездят на подобных машинах. Но проблема в цене пластин для распределения воды, которые из золота, серебра и платины.
А американцы слишком практичные, и заточили свой рынок, под покупателя со средним достатком, для которого выпускают штаны из крашеного брезента и химическую газировку. А вот если кому-то улыбается получить Военный заказ, тупо рубят бабло, чтоб изобразить активные действия.
Хотя были и прорывы, как было с технологией "Стелс", украденной из Советского журнала "Наука и техника". Так что если кто и возьмётся за подобные прорывные проекты, так только военные. А пока Военных грантов нет, учёные клепают кастрюли.


  • 1