alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Месть побеждённых. Итальянец признался в уничтожении линкора «Новороссийск»

По словам престарелого диверсанта, гибель 600 советских моряков является делом рук итальянских боевых пловцов.

Линкор «Новороссийск», 1949 год.

Линкор «Новороссийск», 1949 год. © / Commons.wikimedia.org

Одна из самых крупных трагедий в истории ВМФ СССР, возможно, является следствием иностранной диверсии. Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито в интервью итальянским СМИ рассказал, что участвовал в подготовке взрыва советского линкора «Новороссийск» в бухте Севастополя 29 октября 1955 года.

Диверсия в Севастополе

Тайну, которую Д’Эспозито хранил несколько десятилетий, бывший диверсант решил не уносить с собой в могилу. Уго Д’Эспозито находится сейчас в преклонном возрасте, однако трудно сказать, что подтолкнуло его к нынешним откровениям — тщеславие или муки совести за уничтожение сотен людей.

Собственно, в интервью, данном итальянским журналистам, Д’Эспозито больше рассказывает о личности своего командира — руководителя итальянских подводных диверсантов Валерио Боргезе. Об уничтожении «Новороссийска» говорится как бы между прочим, и не до конца понятно, какова была роль самого Д’Эспозито в этой диверсии.



Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов.
Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Уго Д’Эспозито — не первый ветеран итальянской диверсионной группы, который признал, что взрыв в Севастополе является делом их рук. Ещё в середине 2000-х годов в журнале «Итоги» был размещён рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав судно, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.

Поводом к диверсии, согласно признаниям итальянских диверсантов, стало то, что линкор «Новороссийск» до 1948 года входил в состав ВМФ Италии под именем «Джулио Чезаре», то есть «Юлий Цезарь».



Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов.
Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Опасный трофей

Построенный в 1910–1914 годах корабль достался Советскому Союзу в счёт репараций, которые Италия, воевавшая на стороне фашистской Германии, должна была выплатить державам-победительницам.




Корабль, находившийся в довольно запущенном состоянии, был передан советской стороне в 1949 году. Получив новое имя «Новороссийск», он был подвергнут серьёзной модернизации и официально вошёл в строй Черноморского флота СССР в мае 1955 года. Несмотря на то, что судну было уже 40 лет, на тот момент оно считалось самым мощным кораблём советского флота.

С самого момента передачи судна СССР в Италии звучали призывы не допустить нахождения гордости итальянских ВМФ в составе русского флота. Понятно, что напасть на Советский Союз Италия из-за этого не могла. Однако опытные итальянские подводные диверсанты были вполне способны провести подрыв судна. Тем более что 10-я флотилия штурмовых средств под командованием Боргезе, в которую и входили диверсанты, в годы войны базировалась в Крыму, и этот район был итальянцам хорошо известен.

Источник

Tags: Вторая Мировая война, Диверсия, История России, История человечества, Холодная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments