alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Дети копируют взрослых подсознательно, а передразнивают - сознательно

Оригинал взят у  alev_biz в Дети копируют взрослых с умом


Передразнивая взрослых, дети вполне способны отличить бессмысленные действия от действий разумных.




Дети копируют взрослых с умом

Все знают про склонность маленьких детей обезьянничать – они передразнивают и взрослых, и друг друга, повторяя любые, даже самые бессмысленные действия. Считается, что таким образом дети учатся, как вести себя в той или иной ситуации: например, если ребенка попросить открыть какую-то коробку, он посмотрит, как это сделает взрослый, а потом в точности сымитирует его манипуляции. Собственно, специалисты, изучающие детскую психологию, именно такие эксперименты и ставят, однако исследователей (да и не только исследователей) смущает то, что если взрослый решит вдруг постоять на голове перед тем, как открыть пресловутую коробку, то и ребенок попытается встать на голову – хотя даже ему должно быть очевидно, что стояние на голове тут абсолютно не требуется.







Однако, как пишут в Developmental Science сотрудники Сент-Эндрюсского университета и Университета Дарема, склонность детей к бессмысленному копированию все же сильно преувеличена. В эксперименте Кары Эванс (Cara Evans) и ее коллег участвовали больше двух с половиной сотен мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 6 лет. Им показывали видео, на котором четверо взрослых доставали капсулу со стикером из прозрачного пластикового ящика. В ящике было две камеры, и капсула лежала в одной из них; чтобы достать ее, нужно было нажать на специальный рычаг и отрыть дверцу камеры. В каком именно отделе ящика находится капсула, было хорошо видно, однако некоторые взрослые зачем-то открывали еще и пустую камеру – перед тем, как заняться камерой с капсулой. Иными словами, детям демонстрировали то самое бессмысленное действие, которое они как прилежные передразниватели должны были повторить.

Фокус же был в том, что взрослые на видео не всегда выполняли бессмысленные действия. Например, в одном варианте видеоролика ненужную дверцу в коробке открывали трое из четырех актеров, или один из четырех, или вообще никто; соответственно, был и такой вариант, в котором все четверо делали ненужные действия. И дети полностью повторяли их лишь тогда, когда они видели, как все взрослые делают какую-то бессмыслицу. Если же лишние действия делали трое из четырех актеров, то за ними все повторяли только 40% детей, а остальные действовали вполне разумно – так, как делал оставшийся один взрослый. Более того, если вслед за первой коробкой им давали открыть другую, а потом третью, то здравомыслящих детей становилась только больше: с каждой своей попыткой они как будто понимали, что тот взрослый, который не делает лишних движений, единственный из четырех ведет себя правильно.

Если же детям показывали видео, на котором лишние манипуляции с ящиком выполнял только один человек, то они его почти не копировали – действительно, зачем, когда трое других добиваются той же цели с меньшими стараниями.

Иными словами, пусть дети и склонны копировать все и вся, но копируют они с умом: если они увидят разные варианты того, как добиться какой-то цели, они вполне способны выбрать наиболее осмысленный вариант. А вот чтобы дети не выучивали всякой бессмысленной ерунды – это уже забота взрослых.


По материалам ScienceNews.

Автор: Кирилл Стасевич




Ссылка на источник


Tags: Дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment