alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Грузооборот РЖД за январь 2018-го увеличился по сравнению с январём 2017 года на 5,6%

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в январе 2018 года. Оценки экспертов

В январе 2018 года по­груз­ка на сети ОАО "РЖД" вы­рос­ла на 3,5% и со­ста­ви­ла 103,5 млн т. За ана­ло­гич­ный период про­шло­го года по­груз­ка на сети ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные дороги" со­ста­ви­ла немно­гим более 100 млн т. Гру­зо­обо­рот за январь 2018-го уве­ли­чил­ся по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом про­шло­го года на 5,6% и со­ста­вил 214,8 млрд та­риф­ных т-км. Гру­зо­обо­рот с учетом про­бе­га ва­го­нов в по­рож­нем со­сто­я­нии за это же время вырос на 4,4% и со­ста­вил 273,8 млрд т-км.

Уголь при­тор­мо­зи­ли морозы и празд­ни­ки

Январь оста­ет­ся не самым ак­тив­ным вре­ме­нем года, что в оче­ред­ной раз под­твер­ди­лось при транс­пор­ти­ров­ке наи­бо­лее мас­со­вой но­мен­кла­ту­ры – угля. В первый месяц года же­лез­ны­ми до­ро­га­ми было по­гру­же­но 31 млн т ка­мен­но­го угля. Это на 1,1% меньше, чем за тот же период ми­нув­ше­го года, и на 5% меньше де­каб­ря 2017-го, когда по­груз­ка уста­но­ви­ла оче­ред­ной рекорд и со­ста­ви­ла 32,6 млн т. Стоит от­ме­тить, что по­след­ний раз от­ри­ца­тель­ная ди­на­ми­ка по­груз­ки угля на­блю­да­лась лишь в ок­тяб­ре 2016-го. Однако ны­неш­нее сни­же­ние по­ка­за­те­лей обу­слов­ле­но в том числе и рядом объ­ек­тив­ных причин. Помимо тра­ди­ци­он­но вы­со­кой за­ад­ре­сов­ки в празд­нич­ный период, сни­же­ние по­груз­ки угля пред­опре­де­ли­ли слож­ные ме­тео­усло­вия. Наи­бо­лее ощу­ти­мо они от­ра­зи­лись на работе ЗСЖД, где по неко­то­рым данным об­ра­зо­ва­лась пробка из 30–32 тыс. по­рож­них ва­го­нов. В итоге на ряде пред­при­я­тий Крас­но­яр­ско­го края, Ке­ме­ров­ской об­ла­сти, Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти и неко­то­рых других ре­ги­о­нов был вы­яв­лен недо­груз в адрес пред­при­я­тий ЖКХ. По данным РЖД на 26 января, из-за от­сут­ствия по­движ­но­го со­ста­ва недо­груз только в Крас­но­яр­ском крае со­ста­вил 2141 ва­го­нов угля.

Впро­чем, как счи­та­ет ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор союза опе­ра­то­ров же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та Алек­сей Дру­жи­нин, ссылки ис­клю­чи­тель­но на ано­маль­но низкие тем­пе­ра­ту­ры не ис­чер­пы­ва­ют про­бле­му, по­сколь­ку она воз­ни­ка­ет зимой еже­год­но в те­че­ние уже многих лет. Чаще всего ее вы­зы­ва­ют две ос­нов­ные при­чи­ны: плохие ме­тео­усло­вия, бло­ки­ру­ю­щие работу портов, и про­бле­ма с по­груз­кой угля из-за его смер­за­ния по при­чине низких тем­пе­ра­тур в Куз­бас­се. В этом же году, по словам экс­пер­та, до­ба­ви­лись фак­то­ры нерав­но­мер­ной от­груз­ки угля в те­че­ние года и хо­ро­шей конъ­юнк­ту­ры уголь­но­го рынка за ру­бе­жом. Однако к се­ре­дине фев­ра­ля, со­глас­но еже­год­ной прак­ти­ке, про­бле­ма уже будет уре­гу­ли­ро­ва­на, счи­та­ют в СОЖТ.

Впро­чем, фев­раль может внести и свои кор­рек­ти­вы в планы пе­ре­воз­чи­ков. Так, в свете воз­рос­ших тре­бо­ва­ний к эко­ло­гич­но­сти Вла­ди­во­сток­ский мор­ской рыбный порт должен пре­кра­тить пе­ре­вал­ку угля на при­ча­ле № 50 до конца те­ку­ще­го года, на при­ча­ле № 46 – в по­сле­ду­ю­щие 2 года. А до конца фев­ра­ля 2018-го будет со­кра­ще­на на 50% пе­ре­вал­ка угля на мощ­но­стях ОАО "Тер­ми­нал Аста­фье­ва" в На­ход­ке. Со­глас­но офи­ци­аль­но­му за­яв­ле­нию ад­ми­ни­стра­ции При­мор­ско­го края, при­ня­тое ре­ше­ние также свя­за­но с тре­бо­ва­ни­я­ми эко­ло­гич­но­сти и уси­ле­ни­ем ветра в зимний период, что не спо­соб­ству­ет пе­ре­вал­ке сы­пу­чих грузов. Как счи­та­ет глав­ный ана­ли­тик ПАО "НПК ОВК" Лей­са­на Ко­ро­бей­ни­ко­ва, даль­ней­ший рост экс­пор­та рос­сий­ско­го угля огра­ни­чен пор­то­вы­ми мощ­но­стя­ми, по­это­му работа по их уве­ли­че­нию ве­дет­ся уже сейчас. Так, на­при­мер, с января 2018 года Мор­ской тор­го­вый порт Усть-Луга от­ка­зал­ся от работы с гру­за­ми ро-ро и начал пе­ре­ва­ли­вать уголь на тер­ми­на­ле "Юг-2". В планах МТП зна­чит­ся от­груз­ка 4 млн т угля в те­ку­щем году и стро­и­тель­ство уголь­но­го тер­ми­на­ла до 15 млн т в пер­спек­ти­ве. В то же время "Во­сто­ку­голь" до­го­во­рил­ся с груп­пой "ОТЭКО" о со­зда­нии хаба в порту Тамань по экс­пор­ту пы­ле­уголь­но­го топ­ли­ва. Угли будут по­став­лять­ся с раз­ре­зов "Во­сточ­ный" и "Кий­зас­ский". По­став­ки пла­ни­ру­ет­ся начать уже ны­неш­ним летом.

В то же время на фоне общих про­блем ряд опе­ра­то­ров, на­о­бо­рот, про­де­мон­стри­ро­вал рост по­ка­за­те­лей в данном сег­мен­те. Так, на­при­мер, в январе 2018 года же­лез­но­до­рож­ный опе­ра­тор "Во­сто­к1520" (входит в состав Первой тя­же­ло­вес­ной ком­па­нии) уве­ли­чил долю внут­ри­рос­сий­ских от­пра­вок в струк­ту­ре пе­ре­во­зок до 23,4% (рост на 5,3 пп. по срав­не­нию с де­кабрем 2017 г.).

"Ком­па­ния про­дол­жи­ла обес­пе­чи­вать гру­зо­от­пра­ви­те­лей по­движ­ным со­ста­вом для от­прав­ки угля на пред­при­я­тия энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са и ЖКХ. Сроки до­став­ки топ­ли­ва по сети РЖД под­дер­жи­ва­ют­ся за счет улуч­шен­ных тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик парка нового по­ко­ле­ния – сни­же­ния числа осмот­ров в пути сле­до­ва­ния и от­це­пок в ремонт",

со­об­ща­ет­ся в ма­те­ри­а­лах ком­па­нии.

Со стан­ций За­пад­но-Си­бир­ской же­лез­ной дороги в ва­го­нах по­вы­шен­ной гру­зо­подъ­ем­но­сти "Во­сто­к1520" от­прав­ле­но 345 тыс. т угля. Рост к де­каб­рю 2017 года со­ста­вил 54%. Ос­нов­ны­ми гру­зо­по­лу­ча­те­ля­ми вы­сту­пи­ли СИБЭКО, Ха­ба­ров­ская ге­не­ра­ция, Ново-Ке­ме­ров­ская ТЭЦ, Тро­иц­кая ГРЭС и др. Со стан­ций Крас­но­яр­ской же­лез­ной дороги от­прав­ле­но 153 тыс. т. топ­ли­ва, что на 51% выше уровня де­каб­ря 2017-го. Среди по­лу­ча­те­лей угля – Аба­кан­ская ТЭЦ, Крас­но­яр­ская ТЭЦ-1 и Крас­но­яр­ская ТЭЦ-2.

Нефть не может опре­де­лить­ся

В январе 2018 года сни­же­ние уже в сег­мен­те вы­со­ко­до­ход­ных грузов про­де­мон­стри­ро­ва­ла пе­ре­воз­ка нефти и неф­те­про­дук­тов. Если в январе 2017-го было пе­ре­ве­зе­но 21,2 млн т нефти и неф­те­про­дук­тов с ростом на 1,9% к январю 2016-го, то за январь 2018-го этот по­ка­за­тель со­ста­вил 20,7 млн т. Это на 2,5% ниже, чем в январе 2017-го, и на 3% ниже по­ка­за­те­лей де­каб­ря 2017-го, когда по­груз­ка нефти и неф­те­про­дук­тов сни­зи­лась к преды­ду­ще­му году на 0,9%, со­ста­вив 21,3 млн т.

Со­глас­но данным ГВЦ РЖД, же­лез­но­до­рож­ные пе­ре­воз­ки нефти и неф­те­про­дук­тов в экс­порт­ном и им­порт­ном на­прав­ле­ни­ях в и из портов РФ по итогам января 2018 года со­кра­ти­лись на 8,1% по срав­не­нию с по­ка­за­те­лем ана­ло­гич­но­го пе­ри­о­да 2017-го и со­ста­ви­ли 7,13 млн т. В том числе экс­порт­ные пе­ре­воз­ки со­ста­ви­ли 7,12 млн т (-8%), им­порт­ные – 2,05 тыс. т (-84,1%). На­блю­да­ет­ся и опре­де­лен­ное из­ме­не­ние в струк­ту­ре грузов: при со­кра­ще­нии пе­ре­воз­ки мазута уве­ли­че­ние по­ка­зы­ва­ют пе­ре­воз­ки ди­стил­ля­тов га­зо­во­го кон­ден­са­та. Как от­ме­ча­ет ве­ду­щий экс­перт-ана­ли­тик отдела ис­сле­до­ва­ний гру­зо­вых пе­ре­во­зок ИПЕМ Илья Ко­ло­дяж­ный, по­груз­ка неф­тя­ных грузов на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те со­кра­ща­ет­ся уже не первый год, что свя­за­но с раз­ви­ти­ем аль­тер­на­тив­ных видов транс­пор­та. При этом ос­нов­ным кон­ку­рен­том же­лез­но­до­рож­но­го яв­ля­ет­ся тру­бо­про­вод­ный транс­порт.

С неиз­беж­но­стью пе­ре­клю­че­ния неф­тя­ных грузов на аль­тер­на­тив­ные виды транс­пор­та со­гла­ша­ют­ся и сами же­лез­но­до­рож­ни­ки. Так со­глас­но дол­го­сроч­ной про­грам­ме раз­ви­тия ОАО "РЖД" до 2025 года потери неф­те­гру­зов могут со­ста­вить около 15 млн т еже­год­но. В то же время, как счи­та­ет И. Ко­ло­дяж­ный, рост гру­зо­вой базы на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те может быть вызван вводом новых мощ­но­стей по про­из­вод­ству неф­тя­ной и неф­те­хи­ми­че­ской про­дук­ции, раз­ра­бот­кой новых ме­сто­рож­де­ний, вы­стра­и­ва­ни­ем си­стем­ной работы по вза­и­мо­дей­ствию с ПАО "Транс­нефть", а также при­ме­не­ни­ем ме­ха­низ­ма та­риф­но­го ко­ри­до­ра. На­при­мер, при­ме­не­ние в про­шлом году скидки на пе­ре­воз­ки неф­тя­ных грузов поз­во­ли­ло ОАО "РЖД" при­влечь с внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та около 1 млн т. В ны­неш­нем январе ОАО "РЖД" уже ввело скидку на пе­ре­воз­ку мазута и ди­зель­но­го топ­ли­ва в северо-за­пад­ные порты. По­ни­жа­ю­щий ко­эф­фи­ци­ент, ко­то­рый вводит пе­ре­воз­чик, со­став­ля­ет 0,630 к при­ме­ня­е­мым та­ри­фа­ми и будет дей­ство­вать в те­че­ние всего 2018 года.

Черные ме­тал­лы про­сят­ся в рост

Начало года оправ­ды­ва­ет ожи­да­ния пе­ре­воз­чи­ков, свя­зан­ные с ростом по­груз­ки черных ме­тал­лов. В январе по­груз­ка этой но­мен­кла­ту­ры на сети РЖД со­ста­ви­ла 6,6 млн т. Это на 10,5% больше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля про­шло­го года. В де­каб­ре 2017-г., на­пом­ним, по­груз­ка черных ме­тал­лов до­стиг­ла 7,2 млн т, по­ка­зав до­ста­точ­но ди­на­мич­ный рост на 14% к данным 2016-го. На по­ка­за­те­лях работы Но­во­си­бир­ско­го фи­ли­а­ла ПГК можно про­сле­дить фак­то­ры роста в данном сег­мен­те. Так, по итогам 2017 года здесь пе­ре­вез­ли 510 тыс. т. черных ме­тал­лов, что в 2,5 раза выше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля 2016-го. Как от­ме­тил ди­рек­тор Но­во­си­бир­ско­го фи­ли­а­ла Ев­ге­ний Дол­жен­ко, рост по­ка­за­те­лей связан с по­вы­ше­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти ва­го­нов: со­кра­ще­ни­ем по­рож­не­го про­бе­га и вре­ме­ни про­стоя, а также уве­ли­че­ни­ем доли сдво­ен­ных гру­зо­вых опе­ра­ций на стан­ци­ях в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти. Кроме того, здесь за­фик­си­ро­ван трех­крат­ный рост пе­ре­во­зок в по­лу­ва­го­нах, до 450 тыс. т. По­став­ки си­бир­ской ме­тал­ло­про­дук­ции в ва­го­нах ПГК осу­ществ­ля­лись в 24 страны.

Клю­че­вы­ми по­тре­би­те­ля­ми вы­сту­пи­ли Россия, Тай­вань и Ка­зах­стан – 95% от всего объема пе­ре­во­зок. В част­но­сти, объем от­пра­вок в Тай­вань уве­ли­чил­ся в 2,7 раза, до 295 тыс. т., Ка­зах­стан – в 10 раз, до 27 тыс. т. По экс­перт­ным оцен­кам спе­ци­а­ли­стов ком­па­нии "Се­вер­сталь", ми­ро­вые цены на ме­тал­ло­про­дук­цию, в част­но­сти сталь, про­дол­жат свой рост и в I квар­та­ле 2018 года. Это про­изой­дет пре­иму­ще­ствен­но за счет сни­же­ния экс­пор­та Китаем и уве­ли­че­ния спроса на внут­рен­нем рынке на 3−4%. В целом, как счи­та­ет Л. Ко­ро­бей­ни­ко­ва, рост внут­рен­не­го спроса, а также вы­со­кие экс­порт­ные цены будут сти­му­ли­ро­вать уме­рен­ный рост пе­ре­во­зок черных ме­тал­лов в 2018 году.

Ав­тор­ство:
Копия чужих ма­те­ри­а­лов

Источник

Tags: РЖД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments