Previous Entry Поделиться Next Entry
Ракета-невидимка «Курьер»* может стать эффективным ответом на выход США из договора по РСМД
Для Вас
alexandr_palkin
Ракета-невидимка «Курьер»* может стать ответом на выход США из РСМД

Предполагаемая конструкция ракетного комплекса "Курьер"


Уникальный советский проект "Курьер", замороженный в 1991 году, вновь становится актуальным в связи с угрозой выхода США из договора об уничтожении баллистических ракет средней и меньшей дальности.

Речь идет о подвижном грунтовом ракетном комплексе с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). Именно он мог бы стать "зеркальным ответом" Америке, по мнению эксперта работающего в ракетно-космической отрасли. Его слова, не раскрывая имени источника, приводит "Военно-промышленный курьер".

- Если американцы вернутся к размещению БРСД в Европе, это будет означать, что подлетное время американских баллистических ракет к российским стратегическим объектам на европейской части страны сократится до 7-10 минут, - пояснил специалист.

Но, чтобы восстановить баланс сил, России достаточно развернуть средства поражения в Арктическом регионе, считает эксперт. Подлетное время до американских стратегических объектов будет примерно таким же.

И здесь весьма кстати пришлась бы МБР 15Ж59 "Курьер". Скромные габариты (длинна 11,2 метра, а масса - 15 тонн) позволяют спрятать ракету в обычный грузовой контейнер и под видом автопоезда направить в любую точку страны.

Собственно, такова и была задумка советских конструкторов. Попробуй, вычисли замаскированный "Курьер" на необъятных просторах нашей страны.

Разработчикам также удалось обеспечить межконтинентальную дальность и очень быстрый пуск ракете с такой маленькой стартовой массой. А эта задача считалась почти невыполнимой.

Однако 6 октября 1991 года с США была достигнута договоренность о прекращении разработки МБР легкого класса, проект закрыли.

Эксперт уверен, что сейчас есть все возможности, чтобы быстро его возродить, причем уже на новом технологическом уровне. Тем более что формально проект не противоречит имеющимся соглашениям.

Справка "РГ"  Разработка ракетного комплекса "Курьер" (по классификации НАТО - SS-X-26) началась 21 июня 1983 года в Московском институте теплофизики. К этому шагу военных подтолкнуло осознание того факта, что крупногабаритные самоходные пусковые невозможно спрятать от космических средств оптической и радиолокационной разведки США. Для комплекса первоначально проектировалась пусковая установка на четырехосном шасси МАЗ-7909, а затем на пятиосном шасси. С марта 1989 года по май 1990 года было произведено четыре испытательных пуска ракеты.


https://rg.ru/2017/11/02/raketa-nevidimka-kurer-mozhet-stat-otvetom-na-vyhod-ssha-iz-rsmd.html?utm_source=smi2


*Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26

Автор: DIMMI
Создана: 19.01.2011 00:30:09
Изменена: 01.04.2016 10:14:33
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26 /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26


Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению Соамина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов).

Производство ракет для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты.

В период с марта 1989 г. по май 1990 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени. К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".


Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru. Вариант 2.


Пусковое оборудование:
Самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград), главный конструктор - В.М.Соболев.

В состав подвижных средств комплекса первоначально входили самоходная ПУ, транспортно-перегрузочный агрегат и боевая машина сопровождения комплекса. Все машины на шасси МАЗ-7909. Новое 5-ти осное шасси МАЗ-7929 разработано в связи с ростом массы ракеты и оборудования комплекса. Шасси раработаны СКБ-1 Минского автозавода.



Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru.

Шасси (варианты СПУ):
Тип шасси МАЗ / БАЗ МАЗ-7909 МАЗ-7929
Хронология первоначальный вариант декабрь 1987 г. - в экспериментальном цехе №2 МАЗ изготовлен первый опытный образец в 1989 г. выпущено 4 шасси этого типа, которые приняли участие в бросковых пусках макетов МБР
Колесная формула 6 х 6 (три оси) 8 х 8 (первые две оси поворотные) 10 х 8 (первые две оси поворотные)
Длина 12967 мм 15180 мм
Ширина 3200 мм 3400 мм
Высота 2930 мм 3462 мм
Снаряженная масса шасси 19500 кг 25000 кг
Грузоподъемность 27.5 т 35 т
Двигатель 470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10 470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10
Коробка передач механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202 механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202


Шасси МАЗ-7909 на полигоне "Утёс"Минского автозавода, 1988 г. (http://www.offroadvehicle.ru).


Шасси МАЗ-7929 одного из вариантов СПУ комплекса МБР "Курьер" (http://img.encyc.yandex.net).




Усовершенствованное шасси МЗКТ-79292, Минск, 21 мая 2009 г. (фото из архива 10V, http://military.tomsk.ru/forum).

Есть информация о возможном использовании в качестве СПУ автомобильных фургонов маскированных под штатные автофургоны "Совтрансавто". Обкатка макета МБР в таком варианте базирования проводилась в 1983 г.

Ракета 15Ж59 "Курьер"
Конструкция
- 3 ступени, приборный отсек боевая ступень, головной обтекатель. Корпуса двигателей маршевых ступеней выполнены из органопластика намоткой типа "кокон", в конструкции ракеты широко использованы новые типы высокопрочных и высокомодульных композиционных материалов. Головной обтекатель сбрасывается после окончания работы 2-й ступени ракеты.




Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (с) http://militaryrussia.ru


Предположительное изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.)


Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26, ранний вариант (с) http://militaryrussia.ru

Система управления и наведение - инерциальная система управления, возможно с астрорадиокоррекцией. Разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне - НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе, возможно, в составе БРЭО была БЦВМ. Масса БРЭО в несколько раз меньше массы аналогичной аппаратуры ранее разработанных систем - около 60 кг.

Управление по каналам тангажа и рыскания осуществлялось поворотными соплами маршевых двигателей. Управление по каналу крена осуществлялось на 1-й ступени аэродинамическими решетчатыми рулями, на верхних супенях - специальными газодинамическими двигателями. Так же аэродинамическими решетчатыми рулями обеспечивалось управления по всем каналам в промежуток между остановкой двигателей 1-й ступени и пуском двигателей 2-й ступени.

Система управления ракеты использована позже в качестве СУ ракетоносителя "Старт-1".


Двигатели - на всех маршевых ступенях РДТТ на высокоплотном смесевом топливе нового поколения (возможно, СТАРТ). Двигатели выполнены намоткой типа "кокон". Двигатели ракеты проходили огневые испытания в НИО-1 (Софринский артиллерийский полигон НИИ "Геодезия") (источник).


1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ, расположенный внутри удлиненного колического соединительного отсека 2-й ступени
Тип сопла Поворотное частично утопленное в камеру сгорания Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов
Органы управления Поворотное сопло и аэродинамические рули Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена
Продолжительность работы 60-63 сек предположительно 60-63 сек предположительно 53 сек

Ступень разведения боевых блоков - двигательная установка с высоким уровнем массового совершенства. БЧ вероятно оснащена РДТТ закрутки.

ТТХ ракеты:
Длина:
- 11.2 м
- 12.982 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
Диаметр корпуса:
- 1.36 м
- 1-й и 2-й ступеней - 1.363 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
- 3-й ступени - 1.16 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Масса стартовая:
- около 15000 кг (начальная стадия проекта)
- около 17000 кг (окончательный вариант проекта)
- 16838 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
Масса забрасываемая:
- 500 кг
- 530 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Дальность действия:
- 10000-11000 км (оценка)
- 10000 км (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
КВО - не более 350 м
Время работы двигателей - 120 с (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С
Скорость ветра при пуске - до 25 м/с

Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт (вариант - 0.5 Мт - оценочные расчетные данные по ист. - Николаев), возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.

Модификации:
15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - базовый проект ракеты.

"Старт" / "Старт-1" - ракетоноситель в конструкции которого используются элементы ракеты "Курьер", в системе управления используются наработки по системе управления ракеты "Курьер.


Статус: СССР / Россия - бросковые испытания макетов, испытания не завершены, разработка прекращена.

- 2011 г. октябрь - 2012 г. декабрь - проведение работ «Ликвидация твердотопливных ракетных двигателей и зарядов МБР ракетных комплексов «Курьер», «Скорость», «Тополь-М» и БРПЛ «Барк». Подлежащие ликвидации двигатели и заряды находились на ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» (г.Дзержинский Московской оболасти).


Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Качук Н., Чехута В. Супермашины, каких не знал мир. // http://ruzhany.narod.ru, 2011 г.
На стратегическом направлении. М., "Интервестник", 2006 г.
Николаев Ю.М., Панин С.Д. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет (часть 2). М., МГТУ, 1998 г.
DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.
Kotrba Stepan, Visinger Lukas, Ruske balisticke rakety. // ATM. № 12 / 2008 г. Чехия.
Puskovie Uslugi. Сайт http://www.puskuslugi.ru, 2011 г.
RusArmy.com. Форум сайта http://www.rusarmy.com, 2010 г., 2011 г.
Space Launch System START-1. User's handbook. Volume 1. 2002 г.



?

Log in

No account? Create an account