alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Русский миллиардер продаёт картину Леонардо да Винчи

Оригинал взят у psyont в Спасти Леонардо: русский миллиардер продаёт да Винчи
Оригинал взят у tanya_mass в Спасти Леонардо: русский миллиардер продаёт да Винчи

Менее чем через месяц на торги аукциона Christie’s будет выставлен самый невероятный лот из всех возможных. Подлинник Леонардо да Винчи, «Спаситель мира». Приблизительная стоимость — сто миллионов долларов.


Звучит одновременно эффектно и сомнительно: одна из менее чем двадцати известных работ мастера и единственная, находящаяся в частном владении. А владеет ею русский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Но всё даже сложнее, чем можно подумать.

О том, что у Леонардо была когда-то работа под названием «Спаситель мира» (Salvator Mundi), исследователи знали давно: в Виндзорском замке хранятся наброски к этому полотну, то есть мастер над ней точно работал.


Возможно, не закончил.


Возможно, так и не написал.


Возможно, написал, продал и она пропала.


В 1900 году британский коллекционер баронет Фредерик Кук, собиравший мастеров итальянского Возрождения, купил милую безделушку кого-то из миланских леонардесков — последователей да Винчи. Таких в его собрании хватало. После смерти Кука его наследники начали понемногу коллекцию распродавать. Работа неизвестного леонардеска ушла с молотка за смехотворные сорок пять фунтов: слишком уж жуткое было качество холста. Бесконечные записи, явно пририсованные к женскому лицу усы не позволяли не то что оценить — датировать полотно.

В начале нового, XXI уже века картина снова всплыла на торгах, и опять как работа неизвестного последователя Леонардо. Но теперь за всё ещё смешные десять тысяч долларов попала в надёжные руки — досталась группе нью-йоркских арт-дилеров. Те скинулись, провели экспертизу и оплатили реставрацию. Сняли позднейшие записи, расчистили красочные слои и открыли натурального, узнаваемого Леонардо, соответствующего виндзорским наброскам.

Художественный мир раскололся. Одни эксперты считали «Спасителя» безусловной работой мастера. Другие сомневались в авторстве. Мол, странно, что Леонардо поскупился на оптические искажения и преломления в изображении хрустальной сферы, которую держит в левой руке Иисус. Да и позе Спасителя сложности не хватает. Наиболее вероятной пока остаётся компромиссная версия: Леонардо «Спасителя» начал, а кто-то из леонардесков картину завершил. Позднее её дорабатывали, корректировали, дополняли. Отсюда — множественные записи.

И тут на арену выходит русский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев. Бывший владелец «Уралкалия» и нынешний — футбольного клуба «Монако», номер двадцать в русском списке Forbes. В этот список титулов отлично вписывается «владелец Леонардо». Купил он полотно в 2013 году. Часто такие сделки остаются в тени, но на этот раз картина попала в поле зрения прессы и широкой общественности, угодив в раздел «судебная хроника». Рыболовлев и те самые нью-йоркские арт-дилеры обвинили аукционный дом Sotheby’s и швейцарского банкира Ива Бувье в том, что те провернули спекулятивную сделку.

Дело в том, что Бувье, который занимается хранением купленных на аукционах полотен, купил картину при посредничестве Sotheby’s за восемьдесят миллионов долларов — и тут же перепродал русскому олигарху, но уже за сто двадцать семь с половиной. Обе эти сделки он долгое время прорабатывал параллельно. Когда это вскрылось, обиделись и олигарх, и продавцы. Олигарх утверждал, что Бувье должен был представлять его интересы в анонимной покупке. Продавцы же заподозрили Sotheby’s в сговоре со швейцарцем.

И вот теперь Рыболовлев своего Леонардо продаёт. Торги назначены на 15 ноября. Но главная новость не в том, что в России не будет своего Леонардо. Во-первых, Рыболовлев небось и так хранил бы его в Нью-Йорке. Во-вторых, что мешает, скажем, Петру Авену (особенно если его «попросят») или фонду «Константиновский» потратиться на «Спасителя»? И даже не в причинах, по которым владелец продаёт то, что только «вчера» было куплено, — о них мы можем только гадать. Главное — подтвердилось то, что недавно обретённое полотно написал всё-таки Леонардо. До 11 октября, когда был объявлен этот лот, единственным доказательством того, что «Спаситель» принадлежит его кисти, был тот факт, что картину выставили на ретроспективе да Винчи в британской Национальной галерее. Теперь подлинность подтвердили и эксперты Christie’s. А кто теперь это сокровище купит — дело десятое.

https://storia.me/ru/@anastasia.moth/kultura-i-iskusstvo-p4rgh

Tags: Живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments