alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Оригинал взят у periskop.su в Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА
Многие видели впечатляющие снимки больших советских подводных крейсеров - как носителей баллистических ракет (667-е проекты, 941-й - "Акула"), так и "истребителей авианосцев" (пр. 949А - "Антеи"). Однако далеко не все знают, что у "Антеев" было и продолжение, которое из-за большой геополитики на рубеже 80-х и 90-х не успело воплотиться в жизнь. Речь о проекте 949УА - трехкорпусном авианесущем подводном крейсере, со множеством уникальных технологий, не имеющих аналогов в мире.

Сейчас эти грозные корабли остались в музее ЦКБ "Рубин" только в виде макетов, но если бы история повернулась иначе, то уже в III квартале 1992 года первый из серии в 4 авианосных крейсера был бы заложен в Северодвинске. Ему даже уже дали имя - "Днепропетровск". Но увы, не сложилось...
Давайте немного подробней посмотрим, что это был за крейсер.



1. В общем плане это была подлодка на основе пр. 949 - но трёхкорпусная. Центральный прочный корпус по диаметру корпусных конструкций был полностью унифицирован с "Антеями", что сильно ускорило разработку, только длиннее - а боковые два были заметно меньше и короче. Подводное водоизмещение примерно равнялось пр. 941 - ок. 47000 т.


2. На корпуса устанавливалась авианосная палуба длиной 147 м и шириной 43 м с уникальной системой быстрого осушения поверхности после всплытия. По правому борту была выделена зона взлёта самолётов, с полноценной паровой катапультой, позволявшей обойтись без трамплина и прочих ухищрений. Потребную для этого мощность выдавали 4 атомных реактора тепловой мощностью 190 МВт каждый, также унифицированные с пр. 949 - но только их стояло вдвое больше против "Антеев". Для посадки самолётов можно было воспользоваться двумя зонами, по правому и левому борту, посадочные гаки проходили через всю полётную палубу.


3. Авиагруппа подводного крейсера - 10 единиц, в т.ч. 8 самолётов МиГ-29К(П) и 2 поисково-спасательных вертолёта. Ещё один вертолёт хранился как резервный, в законсервированном виде.


4. Подводный авианесущий крейсер был оснащен системой точного позиционирования на воде и несколькими подруливающими устройствами.


5. Концепция применения ТАРПК предусматривала внезапный захват господства в воздухе на морях и океанах после обмена ядерными ударами сверхдержав. В ходе ядерного конфликта уничтожались крупные корабли обеих сторон, включая авианосцы, так что создавался вакуум силы - и последующее всплытие такого крейсера и его боевое применение означало получение эффективного авиационного прикрытия оставшихся флотских группировок, а в ряде случаев - и захват полного господства в воздухе. Поэтому было достаточно даже 6-12 самолётов, при отсутствии на морях полноразмерных авианосцев. Два ТАРПК решали эту проблему.


6. На выпуск первого самолёта из ангара после всплытия и подготовку взлёта отводилось всего 19 минут, из них 6 минут тратилось на осушение полётной палубы. Остальные самолёты могли быть подняты на палубу за 4 минуты каждый. Это, конечно, не значит, что ТАРПК нёс на борту только авиагруппу - он был вооружен и крылатыми ракетами П-700 "Гранит". То есть одновременно был не только подводным авианосцем, но и истребителем авианосцев-конкурентов.


7. Но самое главное ноу-хау у этого уникального подводного крейсера заключалось в том, что он в ряде случаев был практически невидим для тогдашних средств гидроакустического наблюдения и не мог быть обнаружен в принципе. Дело в том, что его полётная палуба с резино-осмиевым покрытием одновременно играла роль поглотителя излучений в подводном положении - если он находился на границе слоёв воды разной плотности и солёности. Например, на стыке холодного течения и слоя "обычной" морской воды без сильной циркуляции. Таким образом, для средств обнаружения противника крейсер имел вид обычного косяка рыбы размером примерно 200*70 м - скажем, скумбрии или ставриды. Или сайры. И поди разберись, что это на самом деле.


Вот такой уникальный проект существовал в конце 1980-х.
21 августа 1992 года и.о. председателя Правительства РФ Е.Т. Гайдар подписал указ о закрытии проекта и разборке стапельного оборудования в Северодвинске для его строительства. Для истории остались только макеты...
Tags: Оружие, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment