alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

А образованием и воспитанием школьников займётся начальник охраны

«Ищу учителя», или энциклопедия педагогических извращений. Часть 1.

28 Май, 2012 at 11:05 PM

Новаторы - вот основная тема цикла из четырех передач, запущенного на канале "Культура", которые, как думают авторы, посвящены школе и педагогике. Я в ужасе. Если нам продемонстрировали лучших из учителей нынешнего нашего отечества, то я обеими руками за Фурсенко и за Ливанова вместе взятых, потому что при них, при всех их извращениях, там есть хоть какая-то лазейка, хоть какое-то пространство для человека. Здесь - ничего, полное тотальное подчинение воле педагога-новатора, той безумной педагогической идее, тому закидону, который им движет, подчинение настолько полное, что ассоциации с сектой начинают маячить на горизонте.

Лейтмотив этой части - борьба с массовой школой, воспевание школ новаторских, которые как бы там не расхваливали их авторы никогда не смогут заменить массового образования и работать по принципам массовой школы.

Тем не менее, нас стремятся поразить крутизной педагогических новаций. Но это не поражает, это ужасает.

"Дети - наши учителя". Гуманная педагогика. От этих словосочетаний махом хочется проблеваться, настолько они набили оскомину за последние годы. Но страшно, что здесь это не просто слова, а так сказать, прямое указание в действие. Впрочем, созерцание разнообразных новаторских школ заставляет в очередной раз задаться вопросом: "Так ли гуманна гуманная педагогика?"

Вот различные типы, мелькающие в этой части:

Господин Казарновский. Своя школа, и, как положено, свое видение воспитательного процесса. Основной мотив: " Я хочу научить детей получать удовольствие". Зашибись - лозунг педагога. Но за всем этим хвалебная песнь ярлычкам. Хвастается тем, что высмеивалось еще у Каверина в "Двух капитанах" - комплексное изучение утки. То есть, утка с точки зрения русского, с точки зрения географии. Дремучий лес старинной педагогики 20-х отвергнутый и вот поданный вновь как новаторство. Учеба с 9 до 6 - шесть дней недели. Бедные дети!

Господин Ямбург - гуманист. Для него Окуджава - важный поэт для педагогики! Образец чистоты и мудрости. Он обожествляет Окуджаву, противопоставляя его Лолите. А есть ли разница. Господи, что за мусор у них в голове? Ну и как у всякого гуманиста - обязательная песня об индивидуальных особенностях.

Еще один тип - поп от педагогики о. Петр Василенко. Против интеренета и телевизора. Искренне уверен, что тот, кто сидит в интернете, тот книг не читает. Вот такой бред. Мучает своих воспитанников мертвыми языками, считает педагогическим идеалом учебного заведения классическую гимназию. при этом отдает себе отчет , что современные дети по большей части неспособны получать знания по стандарту этой самой классической гимназии. Насколько я понял, его учебное заведение работает в изоляции от города, основа его жизни - труд, монастырский устав, военная дисциплина. Смотрю на это, и не верю в счастье и радость его воспитанников. Это извращение, это навязывание своей воли, пещера в полном смысле этого слова. А Платон вообще-то предлагал выйти из пещеры. Не верю в пасторальные картинки, которые рисуют авторы передачи. Слишком хорошо знаю, как православное учреждение образования выглядит изнутри, как заужено и обрезано религиозной тематикой, какое бы содержательное богатство туда не впихивалось.

В завершении - школа Щетинина. Тоже интернатный тип, насколько я понял. Широкое применение взаимного обучения воспитанниками. И опять, учимся весь день, с утра до вечера. Разбита урочная система. Это казарма, а не школа.

Характерно, что все это объединилось в одной передаче: педагог удовольствий, певец гуманизма и поп-педагог. Поэтому я и назвал это энциклопедией педагогических извращений. Бедные несчастные дети - продукты этих новаторов, бедное общество, которое будет наполнено детьми перенесшими извращения. Нас уверяют, что все что мы увидели - это полигон. Но полигон, как бы он ни был хорош (а он еще и не вполне хорош) - это не конвеер. Стране нужно массовое образование, а нам показывают изолированные учебные заведения, финансирующиеся явно не за госсчет. В нынешних условиях реклама подобных заведений может быть воспринята только в определенном смысле, как намек на то, что массовую школу будут сворачивать.

Пожалуй, это главный вывод, который я сделал из этого фильма



«Ищу учителя», или энциклопедия педагогических извращений. Часть 2. 
«Ищу учителя», или энциклопедия педагогических извращений. Часть 3. 
«Ищу учителя», или энциклопедия педагогических извращений. Часть 4. 

Оригинал взят у morozovsb
в "Ищу учителя": Кода.
В этом послесловии по мотивам четырехчастного фильма, после того, как я прошелся по каждой из его частей, вроде бы нет особой необходимости. Но, есть то, что осталось недосказанным, не развернутым в рамках предшествующего изложения, осталось за кадром для обычного зрителя. 

Свой рассказ о четвертой части я закончил обвинением продемонстрированных нам новаторских школ в своеобразном сектантстве. Это определение, тем не менее, должно быть воспринято не только в духе указания на форму в которую облекается это самое новаторство, но и как фиксация определенного содержания. Сектантство всех этих новаторов заключается не только в интернатном типе поселения и достижении уровня отношений характерных для любой секты, гуру с абсолютным всевластием и всеведением и ученики-послушники. Сектантство всех этих новаторов имеет и теоретическую природу, о чем говорят нечасто, и на что редко обращают внимание. Суть его в том, что все эти новаторы отбрасывают каноны педагогики, вообще принципиально строят себя на основе игнорирования научной основы обучения как таковой.



Если отбросить шелуху красивых фраз, то нетрудно будет заметить, что все те, кто профигурировал в фильме отвергают педагогику как науку в той или иной форме. Батюшка через слепое и антиисторичное следование классическому гимназическому образцу, Казарновский отвержением педагогики как педагогики духа, а не научения удовольствию, Щетинин просто обрушением всей традиционной школьной организации, провинциальная директрисса заменой педагогических идей эмоциями и собственными чувствованиями, пополам с житейской, бытовой психологией. Не отстает от этого и Ямбург, который за красивыми и заумными фразами прячет нежелание идти путем науки. А ведь он, насколько память мне не изменяет, все ж таки доктор педагогических наук. 
В этом своем несоответствии, он, пожалуй, наиболее характерен для антинаучной педагогики новаторов.
Тем более, что антинаучность как основной постулат своих педагогических воззрений он откровенно декларирует:

Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, культурно-историческая педагогика осознанно восстанавливает в правах мифо-поэтический способ постижения мира, распространяя его не только на искусство, но и на другие сферы, затрагивающие общественной сознание.

http://www.sc109.ru/content/teachers/kompendium.htm

В результате, получаем эклектику, чудовищное, убогое, низко стоящее в плане культуры мышления представление о школе и об образовании, которым характеризуется всякий новатор. 
К Ямбургу упрек в ненаучности может быть подтвержден и ссылкой на откровенную идеологическую ангажированность его педагогических воззрений и принципов педагогической деятельности:

* Используя междисциплинарные средства диагностики, культурно-историческая педагогика фиксирует внимание учащихся на следующих признаках духовного бешенства:
- притязание на абсолютную полноту истины,
- опасное знание о том, в чем состоит благо другого,
- черно-белая картина мира, предполагающая деление на "своих" и "чужих",
- демонизация "чужих" и идеализация "своих",
- нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения,
- вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры,
- возвышенная, звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.


Перед нами, как нетрудно догадаться, либерализм, антикоммунизм, антихристианство в его чистом и незамутненном виде. 
Это, конечно же не школа, эта политика, поскольку все перечисленные постулаты представляют собой в чистом виде вещи не имеющие никакого отношения к педагогике. Они ничего не дают в плане воспитания, и не составляют объективных требований, выдержанных в научном духе. Это просто запреты, табу, ничем не мотивированные, кроме воли воззрения гуру, стоящего у руля образовательного процесса - господина Ямбурга. В них нет никакого отсыла к реальности, к действительности, который может быть хоть каким-то объективным аргументом в их пользу.
С Щетининым эта антинаучность и эклектика, эта педагогическая народная медицина настоянная на его субъективных пристрастиях еще более очевидна:

- Михаил Петрович, как все началось, как родилась идея такого центра?

-Я думаю, мы не начинаем, мы скорее продолжаем, то, что в веках делали наши пращуры. Мы, мне кажется, ничего не выдумываем, мы идем от ребенка. Возможно, во мне сохранился ребенок, память, начало. В детстве я много мечтал, тогда не было телевизора в доме. У нас была большая библиотека, отец собирал нас и читал, а мы слушали. А потом я засыпал под отцовское чтение, и сон продолжал по-своему перестраивал образы. В раннем возрасте (я начал читать около четырех лет, когда букварей не было) я читал художественную литературу, классику. А потом рассказывал сверстникам, старшим, но чаще всего я фантазировал, выдумывая истории. Знаете про что? Про нечто то, что происходило, происходит, и будет происходить, как бы включаешься в образность Трои, так все наши пращуры работали. Сказки как бабушка рассказывала? Она играла по случаю происходящему, она их не выдумывала, она вслушивалась в информационное поле жизни, Вселенной и транслировала. И так все дети.

- Значит то, что здесь, у Вас в школе происходит, можно назвать мечтой, воплощенной в жизнь?

- То, что мы делаем здесь, это трансляция. Трансляция детской мечты. Мы не боимся задавать вопросы, не боимся конфликтов. Любая мысль имеет значение и смысл, любое слово. Мне кажется, Господь - в подробностях, в мельчайшем, и очень важно, чтобы ни одна мысль не была потеряна. С этого все начинается. Мы никогда не останавливаемся, мы всегда начинаем. Вот сейчас нас реорганизация идет, появляются новые мысли, новые лидеры, вырабатываются новые образы на будущий год учебный. Мы думаем постоянно о том, как улучшить.

- Придерживаетесь ли вы в своем обучении какой-то определенной религии?

- Я скажу так, что мы стараемся не касаться религий. Хотя подавляющее большинство здесь православные. Это амплуа батюшек, у нас здесь храм есть, и кто православные, посещают. Я лично приемствую православие. И множество течений, которые на территории России существуют, мне кажется, это нездоровый синдром. Нам бы сегодня договориться, найти согласие, и опереться на корневые начала нашей жизни, проверенные веками. Россия есть соборное духовное начало. Россия - это память некогда единой пра-родины, некогда единого народа, живущего на Земле, с единым языком, одной пра-культурой, оформленной в единое мировоззрение, которое охватывало собой гигантский мир. Первозданный человек не случайно назывался целовец. Не требует расшифровки: цело - все. Но цело - это и цель. Ве- это, скорее всего, мир причин, духовный мир. Ве-дать, ве-ра. И це - это исток всего, энергия идущая от вечности. Отцы. Отцы наши, они и строили мир, крепко держа духовное начало. Собственно, отцы - это есть дети. К нам приходят наши отцы детьми.

- Михаил Петрович, прослеживается ли какая-то одна главная мысль в вашем учении:

- Я бы не стал говорить, что это учение. Это образ жизни, идущий от задачи помочь ребенку состояться. Состояться сыном своего Отечества, дочерью своего Рода. Мы идем от здравомыслия. Есть идеи, которые требуют того, чтоб еще они полежали, потому что не своевременны, иначе можно испортить.
По принципу: "Скажите, как ручей мечтаний с рекою вечной соединить, при том ни боли, ни страданий, чтоб никому не причинить". Я бы не хотел сегодня проронить ни одно слово не своевременно, и не сказать ни одно слово, которое противоречило бы будущему и прошлому своего народа. Лучше промолчать, в какой-то степени Тютчев прав, помните: "Молчи, скрывайся и таи". Лексическая форма выражения мысли зачастую противоречит сущности в человеке.

- И все же, в чем секрет? Ваши дети, они выглядят как обычные дети, но я чувствую, что они другие. Они светятся каким-то особенным светом, знанием и счастьем и при этом спокойные такие. Кажется, им совсем не хочется, например, похулиганить?

- Есть такая мысль: "Тронь цветочек, дрогнет звезда". Помните, у Расула Гамзатова: "Люди, люди - высокие звезды, дотянуться мне только до вас" Дети это же старики. Стар (star) - звезда. Когда трогаешь ребенка как совесть, как древность, как дух, когда ты обращаешься к нему со всей серьезностью, и он чувствует это, когда ты обращаешься к нему как к пращуру, как будущему, как к частице народа, тогда он начинает откликаться. Помните, рефлекторная дуга Павлова: стимул - реакция, что тронешь, то отвечает. Когда прикасаешься к глубине ребенка, глубина начинает работать. Ребенок быстро становится глубинным, когда видит, что ты искренне обращаешься к нему. Ни одной мысли их не отвергнуть, это трудно сначала, но благодатно потом.

- Помню по себе, в школе постоянно находилась в состоянии страха. Страха учителей, экзаменов, от этого тормозится сознание, пропадает желание учиться. Как преодолевается страх здесь?

- Я бы сказал, что он снимается мгновенно, с той поры, как только ребенок начинает верить, что ты с ним говоришь серьезно, ты не несешь ему беды. Сама наша система, она не хватает за руку. К нам приходит человек, запущен бывает 10-й, 9-й, 8-й класс, учится тяжело. Вот, что с ним делать? А мы даже тесты не проводим. Нам главное - отношение к Родине, отношение к старшему, отношение к сверстнику своему, чтоб ребенок не на себя тянул, а работал на других, чтобы учение мотивом своим имело служение Роду, дедам, детям своим, человечеству. Мы начинаем с ним сначала, прямо с 1-го класса и по 11-й мы ежегодно проходим циклами. Это очень важно, потому, что дробление по классам, по возрастам приводит к тому, что последующая информация как кирпич на кирпич накладывается, потом крыша накладывается, а крышу не поставишь пока нет стены, стены не сделаешь пока нет фундамента, фундамент не поставишь пока нет котлована. Мы хотели бы, чтобы каждый дом строили за один цикл с нуля до крыши. при этом возникает необходимость интенсификации процесса, создания систем познавательных, непротиворечивых поэлементно. Поиск интеграции межпредметной. Связи ищем не по каким-то случайным моментам, а закономерно, глубина с глубиной в одну систему предметную, ветвь с ветвью. Важно, чтобы сам предмет, школа, познавательный процесс были творимы ребенком. Если ставится задача, чтобы он, зная, какие трудности бывают, сам становился бы учителем, нейтрализовал эти трудности.

- Михаил Петрович, по какому принципу Вы отбираете будущих воспитанников? Это жизненный опыт или Вы экстрасенсорными способностями обладаете?

- Мне кажется, я очень простой человек. Как все простые люди, я обладаю удивительным даром видеть, потому что не видят люди, возомнившие о себе, что они представляют из себя большее, чем обыкновенный человек. Вы замечали, что мудрые люди, как правило, простые люди, а когда у человека не хватает ума, он начинает дорабатывать отсутствием простоты. Я бы очень хотел, чтобы Вы на меня смотрели как на простого человека, я иду от здравомыслия. И точно так же, когда встречаем людей здесь, мы хотим найти в них основы для простого здравого видения мира, ищем в человеке сопереживание. Для нас очень важны мотивы учения. Я только что смотрел девочку, я взял баян и стал петь песню: "Ой, да не вечер, то не вечер". (Я казак, эта песня казачья). Мне важно, как она чувствует народную музыку, народную песню, жива душа или нет. Смотрю, она чувствует. Играю "Славянку", она плачет, значит, жива родовая память. Человек ведь информационная система. Когда начинаешь трогать информацию, то видно сразу соответствие информации. Никак он ничего не сделает из себя, ежели в информационном плане устремлений он не адекватен, у него другие интересы, другие потребности, другое информационное пространство. Потом, насколько подтверждены первые посылки, видно в процессе обычного простого труда: как чистит картошку, как моет пол. Если он занимается выбранным предметом самозабвенно, как делом своей жизни, если он, чтобы ни дела, делает качественно, это тот человек, который должен здесь быть. самое главное, чтобы все, что он делает, делал для другого. Если я как часть мира работаю на мир, то я весь мир, я огромен. Я большой, я созвучен ему, и тогда он через меня себя представляет. Я люблю этот образ, когда клетка работает на тело, тело работает на клетку. Закон целого. Но кто бы к нам ни попадал, мы стараемся работать качественно, даже, если это три дня. Направление всех наших усилий, чтобы человек, уходя отсюда, не бросал нас мысленно, чтобы шел, работал, чтобы уходил не униженный, а с чувством благодарности.

- Один из пунктов критики Вашей системы то, что ребенок отрывается от родителей. А ведь и, правда, интернатовская система получается?

- Вам не кажется, что Вы меня знаете очень давно? Бывает такое чувство, что человека знаешь очень давно, хотя первый раз видишь. Когда мы работаем с ребенком, мы работаем со всем Родом. Мы родителям возвращаем дитя. Мы ни в коей мере не отлучаем, потому, что центральная мысль это сближение ребенка с родителями. Можно быть рядом, в одной квартире, но не вместе, можно быть далеко друг от друга, но быть вместе.


http://rodova.narod.ru/3000.htm

И вот такое кустарное, сектантское, невежественное и неумелое, духовно опасное нам подали по "Культуре" как образец.
Зачем? Здесь могут быть два возможных ответа. Первый - чтобы убоялись и возлюбили нынешнее, стандартное, которое при всех недостатках еще не так нездорово и не будучи лишено эклектики все же не впадает в эзотеризм и озарения. второй, чтобы привыкали к тому, что здоровой педагогической альтернативы в будущем нет и не будет. Либо извращенная авторская школа, либо минобразовская свиноферма. Либо манагеры от образования, либо гуру-педманьяки.
Выбор, как говорится, небогат. Куда бедному крестьянину податься?

Tags: Кризис развития, Образование, Российская Федерация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments