alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

США откажутся от ракетных двигателей назло Кремлю?

Дорогая месть. США откажутся от ракетных двигателей назло Кремлю?

13:54 03/06/2015

Андрей Сидорчик

Вопрос о замене российского РД-180, используемого в американской космической отрасли, носит исключительно политический характер.

В Соединённых Штатах дан старт программе по замене используемых в американской космической отрасли российских ракетных двигателей на собственные.

Как заявил на пресс-конференции глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, военно-воздушные силы США объявляют конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180.

Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня, а итоги конкурса будут подведены в сентябре.

Компании-победительницы получат из бюджета Пентагона на разработку двигателей 160 миллионов долларов.

Проект задуман как частно-государственное партнёрство, в котором компании должны будут покрыть треть его стоимости из своих собственных средств.

Вопрос о замене российских двигателей на американской ракетной технике впервые был поднят с началом украинского кризиса. Власти США сочли, что использование РД-180 при запуске военных и разведывательных спутников представляет угрозу национальной безопасности страны.

Конгресс США принял специальный закон, в котором предусматривалась разработка американского двигателя для замены российского. В законе устанавливался и крайний срок прекращения использования российских двигателей — 2019 год.

Американский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, который и эксплуатирует ракету «Атлас-5» с российским двигателем, сейчас ведёт работы над новой ракетой «Вулкан», которая должна быть оснащена американским двигателем.

Однако специалисты ULA обращают внимание на то, что в поставленные сроки задача может и не быть выполнена. Создание нового надёжного двигателя — процесс сложный, небыстрый, при котором трудно что-либо точно планировать. В этой связи не исключено, что срок прекращения использования российских двигателей будет перенесён.

Техника, неподвластная американскому уму

Двигатель РД-180 был создан в середине 1990-х ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на базе двигателя РД-170 — уникальной советской разработки, самого мощного из жидкостных ракетных двигателей в истории, который устанавливался на самую мощную советскую ракету «Энергия».



Российской разработкой заинтересовались американцы, которые приобрели право на использование двигателя на ракетах-носителях серии «Атлас». РД-180 выиграл конкурс у всех американских конкурентов.



Подписанный договор носил весьма жёсткий характер: американцы получали не только двигатель, но и все связанные с ним технологии. Изначально американская сторона планировала через три – четыре года сама начать производство таких двигателей.



Но выяснилось, что технология производства РД-180 настолько сложна для американцев, что освоить её они не смогли за полтора десятилетия. В итоге двигатели РД-180 для США по-прежнему создаются в России, на предприятии «Энергомаш». Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев. При этом для соблюдения американских законов совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. Однако эта компания в данном случае выполняет по большей части роль «свадебного генерала» — РД-180 остаётся продуктом российского производства.



Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты», миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter», аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики», миссию к Юпитеру «Юнона», миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter», «Марсианская научная лаборатория», «MAVEN» и многие другие.



Технических претензий к РД-180 практически нет, наоборот, неоднократно подчёркивалось, что данный двигатель не имеет аналогов. Вопрос о его замене в США носит исключительно политический характер.



Эксперты отмечают, что жидкостные ракетные двигатели в США не разрабатывают больше 20 лет, и начинать придётся практически с нуля. Реализация подобного проекта потребует не менее 5–7 лет и миллиардных капиталовложений.



Американский космос: меняем советское на российское



РД-180 — не единственный российский двигатель, который используется в американской космической программе.



На американской ракете-носителе «Антарес», разработанной Orbital Sciences Corporation, использовался двигатель АJ-26. Этот двигатель представлял из себя доработку советского НК-33, созданного ещё в начале 1970-х годов для советской лунной программы.



Несколько десятков таких двигателей находились на хранении на Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова и в конце 1990-х весьма заинтересовали американских специалистов из фирмы «Аэроджет», которые и приобрели их.



Ракеты «Антарес» с доработанным советским двигателем благополучно выполнили два испытательных и два коммерческих полёта, однако во время третьего 28 октября 2014 года произошла авария, в которой американские специалисты обвинили советский двигатель.




Эта версия была растиражирована американскими СМИ, однако российские специалисты с этим не согласны. К расследованию аварии их не привлекали, поэтому проверить версию американцев не представляется возможным.




Зато известно, что в августе 2014 года прошли испытания двигателя НК-33 российскими специалистами при участии американцев из «Аэроджет». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.



Тем не менее Orbital Sciences Corporation объявила о намерении отказаться от модифицированного НК-33. При этом значительно меньше сообщалось о том, какой двигатель придёт ему на смену.



В декабре 2014 года компания Orbital Sciences Corporation заключила контракт на поставку двигателей с… российским предприятием «Энергомаш». По соглашению, российская сторона должна поставить американцам 60 двигателей РД-181. Этот двигатель представляет собой облегчённую версию РД-191 — двигателя, созданного для новейшей российской ракеты-носителя «Ангара».



Orbital Sciences Corporation — структура частная и исходит не из политических соображений, а исключительно из соображений выгоды. А использовать российские ракетные двигатели американцам сегодня гораздо выгоднее, чем создавать свои.



Tags: Исследования Космоса, Российская Федерация, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments