alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Первой задачей Голиковой в СП РФ будет приструнить вольницу губернаторов в финансировании медуслуг

Оригинал взят у sviridenkovв Счетная Палата и «инсайд» из Минздрава

Странная новость про то, что «Счетная палата напоследок провела аудит Минздрава» подавалась в разных СМИ как попытка Степашина на прощание как-то уесть сменяющую его Голикову. Ведь Голикова работала на Минздраве, пусть и сравнительно давно.



Нарушений, впрочем, Как обычно, не обнаружилось. Только «разбалансированность»:

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы (включая средства федерального бюджета) составил в 2012 году порядка 12 тыс. рублей, увеличившись с 2010 по 2012 год на 18,4 процента в текущих ценах. Как было отмечено на Коллегии, такое увеличение обусловлено ростом финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе благодаря реализации региональных программ модернизации здравоохранения.

Вместе с тем результаты проведенного аудита свидетельствуют о наличии ряда системных проблем, в том числе в части обеспечения доступности медицинской помощи для населения и организации лекарственного обеспечения граждан.

Как было установлено в ходе контрольного мероприятия, основой планирования объемов медицинской помощи в большинстве субъектов Российской Федерации является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения. Фактически выполненные объемы медицинской помощи в субъектах не соответствуют как нормативным объемам, установленным Программой, так и территориальным объемам, утвержденным в регионах. Территориальные программы не сбалансированы по видам и объемам медицинской помощи и не отвечают потребностям населения. Перечень критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных территориальной программой не в полной мере соответствует перечню критериев, предусмотренных Программой государственных гарантий.


Если в смысл особо не вникать - выглядит и правда как наезд на Минздрав. Дескать, откуда же разбалансированность, если Голикова столько лет работала именно над сбалансированным финансированием здравоохранения и работала, причем весьма успешно?

Пришлось задать вопрос сведующим людям в Минздраве, и они по секрету прислали мне кусочек внутренней межведомственной переписки на этот счет. Ответ оказался до смешного прост (добро пожаловать под кат, кому интересно прочесть полностью):

В 2010-2012 году организация оказания медицинской помощи является в соответствии с законодательством полномочием субъектов Российской Федерации в части специализированной помощи и муниципальных образований в части первичной медико-санитарной помощи. 
В целях сокращения дифференциации в качестве и доступности медицинской помощи были внесены изменения в законодательство - как в части обязательного медицинского страхования, так и в части законодательства об охране здоровья граждан, которые начинают действовать с 2013 года.

С 2013 года финансирование медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования осуществляется через субвенции, распределяемые по единым нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А фактические объемы могут и не соответствовать расчетным - это же страховая медицина и оплачивается по факту наступления страхового случая.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в предыдущие годы формировалась регионами Российской Федерации с дефицитом. И мы об этом неоднократно говорили и информировали Правительство Российской Федерации, об этом говорилось и на прошедшем 30 июля 2013 года Президиуме Государственного совета.

Для ликвидации данного дефицита Минздравсоцразвития России были проведены все необходимые расчеты и именно благодаря им мы добились решения по увеличению доли страховых взносов, направляемых в фонд медицинского страхования с 3,0% до 5,1%. Но единственным условием при этом был законодательно закрепленный факт сохранения и увеличения регионального финансирования на неработающее население, на обеспечение деятельности ряда медицинских организаций и оплату медицинской помощи по случаям, не входящим в базовую программу ОМС.

Также были внесены все необходимые изменения в российское законодательство, приняты новые законы об обязательном медицинском страховании и об охране здоровья граждан в Российской Федерации, где был закреплен порядок формирования ПГГ и принципы государственного контроля за процессом разработки и реализации ПГГ.

Но, несмотря на это, территориальные ПГГ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов все равно была сформирована регионами с дефицитом. Почему это произошло?

Во-первых, на фоне увеличения объема средств обязательного медицинского страхования (на 61% в 2013 году) субъекты в нарушение российского законодательства уменьшили объем своих средств, направляемых на здравоохранение (например, Калужская область). Это стало следствием отсутствия контроля как со стороны исполнительной, так и со стороны законодательной власти страны за процессом соблюдения российского законодательства при формировании территориальных проектов законов о бюджете.

Во-вторых, ПГГ на 2013 год должна была формироваться в условиях нового законодательства на основании, в том числе стандартов медицинской помощи, большая часть которых на момент разработки ПГГ утверждена не была. Хочу также напомнить, что именно на основании стандартов медицинской помощи формируется и тариф на оплату медицинской помощи, позволяющий рассчитать тот объем средств, который необходим. Но данная законодательная норма до сих пор Правительством и Минздравом России не обеспечена. При этом в действующей ПГГ не определены порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь. До сих пор Минздравом России не утверждена методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи.

Все это в комплексе и обеспечило формирование в 2013 году такого размера дефицита ПГГ.


То есть, что произошло? Голикова прописала всю законодательную базу, договорилась с Правительством и Минфином о выделении регионам дополнительных средств (те самые “субвенции”), и начала процесс формирования Единых тарифов – из которых рассчитывается, в частности, зарплата врачей и фонды содержания больниц.

А потом Правительство сменилось (вместе с Премьером и Президентом – ведь это Закон), и Голикова послушно ушла.

А ее сменщице, Веронике Скворцовой, при всем ее медициском образовании, чтобы заставить новое Правительство додавить регионалов по финансированию и утвердить разработанный Единый тариф, не хватило аппаратного веса. Силенок, проще говоря.

И регионы, т.е. губернаторы, радостно потратили запланированные на медицину деньги на другие нужды. А за медицину пусть федеральный центр платит – если что, народ-то против Москвы будет ворчать, да против Минздрава. Народу же непонятно, кто за что отвечает.

Получается, то, что СП провела эту проверку – это лишь начало работы, которую продолжит сама Голикова. Потому что это именно она писала эти бюджеты, и видит их, как это у нее, «королевы Бюджета», принято, насквозь. И никакой губернатор ее не разведет.

То есть Степашин знал, что на его место (сам он уходит ректором в МГУ) назначат именно Голикову, которая с новыми полномочиями первым делом возьмется за те места, которые знает лучше всего. Вот за медицинские бюджеты, в частности.

И поэтому Степашин отправил аудиторов с проверками в регионы заранее, чтобы долго не тянуть, а разделаться с губерами до Нового года и нового бюджета.

«Полная преемственность», как он и заявлял в своем интервью КП. И нечего искать на ровном месте какие-то интриги.

Tags: Кризис развития, Российская Федерация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments