alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

С Новым годом 7522-ым !!. 1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия

Оригинал взят у dmitri_obiв С Новым годом 7522-ым !!. 1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19)http://www.tunnel.ru/i/997/1325437319131358.jpeg

1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия.Индикт – латинское слово (означает – налог, подать). В древнем Риме так называли первое число месяца сентября. При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие. Это пособие формировалось из налога (индикта), который собирался по окончании сбора урожая, 1 сентября.


На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня.

Первый праздник церковного года – Рождество Богородицы (21 сентября по новому стилю), а последний – Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это два больших двунадесятых праздника христианского календаря – символы рождения и окончания годового цикла.

Часть православных церквей отмечает Новый церковный год по новому календарю; среди них – греческие православные церкви. Привлекает внимание обращение архиепископа Деметриуса, главы Греческой православной церкви Америки (Вселенский патриархат) к своей пастве в связи с этим праздником, где речь идет не только о церковных делах. Важно и знаменательно то, что архиепископ Деметриус связал древние библейские события Священной истории с весьма современной проблемой, а именно – с защитой окружающей среды.

Архиепископ упоминает, в частности, тот факт, что Вселенский патриарх Варфоломей I определил 1 сентября как День защиты природной среды – небес, земли, воды, растений и зверей, созданных, по Библии, в первую неделю Нового церковного года, когда "Бог – в своей бесконечной любви – передал всю природу в подарок человеку". Тому самому человеку, который, может, и не был достоин такого подарка, потому что далеко не всегда использовал его во благо. Особенно в новейшей истории. В одном псалме Давида сказано: "Когда вижу Твои небеса – дело пальцев Твоих, луну и звезды, что Ты установил – то что есть человек, что Ты помнишь о нем?"

Известно, что Вселенский патриарх Варфоломей I – всемирно известный деятель в области защиты природы на планете. Этим летом, например, по его инициативе состоялся симпозиум на Адриатике, где ученые, религиозные лидеры, политики и журналисты разных стран собрались для обсуждения стратегии защиты воды ("И назвал Бог сушу: "Земля", а воду: "Море". И увидел Бог, что это хорошо (получилось)".

Архиепископ Деметриус напомнил своей пастве – греческой общине Америки, что православные люди являются частью высокоразвитого технологического общества и потому обязаны воспитывать в себе ответственность за природу, поднимать свой голос в ее защиту. Он подчеркнул, что причастность Православной церкви к делам защиты окружающей среды означает конкретные дела – каждый приход должен быть частью экологического движения. "Как христиане, мы должны заботиться о своем собственном окружении, заботиться о природе вокруг нас и решительно вмешиваться в тех случаях, когда на наших глазах происходит деградация природы, когда загрязняются воздух и воды в местах, где мы обитаем. В день начала Нового церковного года стоит еще раз вспомнить, что природа – это благородный подарок Бога человеку и что мы призваны отвечать за его сохранение".

Решение начинать Новый год 1 сентября (по ст. ст.) было принято на I Вселенском соборе в 325 г. Считается, что это было сделано в память о том, что в 312 (313) г. византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.

Вслед за византийцами начало Нового года (или Новолетие) на Руси тоже стали отмечать 1 сентября.

Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта.

В переводе с латыни «индикт» значит «налог». При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие, которое складывалось из налога (индикта). Налог собирали 1 сентября, по окончании сбора урожая.

Поскольку слово «индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие.

Есть мнение, что счет по 15-летним промежуткам был введен императором Константином взамен древнего, языческого счета по олимпиадам (они были упразднены Феодосием Великим в 394 г.).

Еще существовало понятие о периоде времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Период в 532 года называется Великим индиктионом.

Дело в том, что через каждые 532 года повторяется природная ситуация, когда круги Солнца и Луны начинаются вместе. Для христиан это значимо потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать.

Когда иудеи праздновали Рош-ха-шана (дословно — «голова года», т. е. Новый год), Спаситель пришел в Назарет. Он вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Иисус Христос


Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, что сегодняшний день — благоприятное время для начала пути духовного спасения.

С 1492 г. на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

Происходило это так. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга.

В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью.

Именно в Новолетие 1598 г. на царство венчался Борис Годунов.

На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе.

Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня.

Кстати, учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

Tags: РПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments