alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Халтурщики - смертельная болезнь системы российского высшего образования

Оригинал взят у makkawityв post

Оригинал взят у graf_moltke в О халтурщиках в высшей школе


Один из самых распространенных типов преподавателей в современных российских вузах – это халтурщики, то есть люди, которые некачественно выполняют свою работу, стараясь затратить на нее как можно меньше усилий. Некоторые делают это потому, что не хотят работать, другие элементарно не могут, третьи искренне полагают, что так и надо. Конечно, халтурщики есть везде и во все времена. Однако

в 1990-2000-е годы, когда из российских вузов ушло множество талантливых преподавателей (и еще больше не пришло), на их месте в изобилии оказались люди, которые не смогли бы удержаться нигде более в силу полной неэффективности своей деятельности. Для таких людей высшая школа - идеальное место работы: минимальные затраты времени (если считать только аудиторные часы) и весьма туманная система оценки достигнутых результатов.


Халтурщики среди преподавателей делятся на несколько категорий. В первую очередь нужно выделить активных и пассивных.


Пассивный халтурщик – это человек, который просто старается работать как можно меньше. Ему совершенно все равно, что о нем подумают окружающие. Он делает ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы его не уволили с работы. На работе появляется как можно реже, к занятиям не готовится и пропускает их под любыми предлогами. Чем он занимается остальное время – загадка; возможно, просто лежит дома на диване перед телевизором. Любая активная деятельность невыносима для него в силу его характера. Это такой современный Обломов, для которого преподавание – лучший вид деятельности, поскольку отнимает всего несколько часов в неделю. Никаких амбиций у такого халтурщика нет, деньги его интересуют, но не настолько, чтобы что-то предпринимать для увеличения своих доходов.

Активные халтурщики, напротив, развивают бурную деятельность. Их можно, в свою очередь, разделить на алчных и тщеславных - в зависимости от того, каков основной стимул этой активности.

Алчного халтурщика интересуют в первую очередь деньги. Любая деятельность, не приносящая дохода, сводится к минимуму. Такой халтурщик старается всеми силами уменьшить свою учебную нагрузку и избегает любой общественной работы. Зато он пристально следит за правилами получения надбавок и стремится участвовать в большом количестве грантов и научных проектов. У него довольно много публикаций – естественно, невысокого качества, поскольку делаются они исключительно ради тех самых надбавок. Он готов участвовать в любом проекте вне зависимости от его тематики, при этом с удовольствием берет на себя административные функции. В начальники он не лезет, слишком много хлопот, его идеальная роль – серый кардинал, распоряжающийся финансами. Неформальные связи с нужными людьми для него гораздо важнее, чем звания и титулы. Его участие в научном проекте описывается двумя глаголами – освоить и отчитаться. Освоить - значит перевести как можно больший процент выделенной на исследование суммы в собственный карман. Отчитаться – значит создать у организации, выдавшей грант, впечатление, что работа произведена. Как правило, для этого нужно выполнить некие формальные требования (написать отчет, опубликовать N статей и т.д.). Наукой, естественно, при этом и не пахнет.

Для тщеславного халтурщика деньги тоже важны, но они не являются главным. Главное – чувствовать себя великим ученым. Он тоннами строчит публикации по самым различным вопросам; тщеславный халтурщик, как правило, позиционирует себя как специалиста широкого профиля, который прекрасно разбирается во всем. Он пристально следит за тем, какая тематика сейчас наиболее популярна, и немедленно переключается на нее. В Советском Союзе он, к примеру, занимался историей КПСС, в 90-е годы – русским либерализмом, ныне – традициями российской государственности. Он берет себе большое количество учебных курсов, в рамках которых травит студентам байки, часто вставляя фразы типа «когда мы беседовали с Бжезинским за ужином у него дома…» или «когда министр иностранных дел Франции обратился ко мне за советом…». Для него главное - не научить студентов, а стать среди них популярным. Студенты, кстати, прекрасно видят и эксплуатируют эту слабость. Он уделяет очень много сил и времени самопиару. Под его научным руководством могут находиться десятки студентов, работы которых он не читает даже по диагонали. Он стремится к званиям, степеням, наградам и должностям. Вполне счастлив он только тогда, когда может чувствовать себя великим.

Надо отметить, что все три типа халтурщиков прекрасно уживаются друг с другом. Заведующим кафедрой может быть тщеславный халтурщик, его заместителем и правой рукой – халтурщик алчный, преподаватели – пассивными халтурщиками, которые не представляют никакой угрозы для своих шефов. Все счастливы: верхушка пилит гранты и строчит публикации, "низы" тихо ропщут на низкую зарплату и боятся увольнения. Полная гармония!

Tags: Кризис мозга, Кризис развития, Образование, Российская Федерация, Тенденции развития
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments