alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

С Праздником Святой Троицы!

Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце?"

Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой", -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за "чрево"? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше.


Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).



— На 50-ый день от Пасхи Православная Церковь празднует день Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы. Этот праздник восходит к эпизоду из Книги Деяний апостольких, повествующем о том, как на апостолов Христовых сошел Дух Святой в виде огненных языков. Но не рассказ об этом слышат прихожане в церкви, слушая Евангелие. На службе этого дня читается отрывок Евангелия от Иоанна.


День Святой Троицы, день Пятидесятницы, в некотором смысле является кульминацией всего Нового завета – исполнением того, ради чего Христос и приходил в мир. Церковь установила чтением на Пятидесятницу этот отрывок, потому что именно в нем раскрывается вся суть совершенного Спасителем.


Самым важным догматом нашей веры является догмат о спасении. В чем он заключается? Да, можно много говорить о том, что человек призван к вечной блаженной жизни в раю, что все мы воскреснем… но самое важное в этом догмате – учение о том, что спасение без соединения с Духом Святым невозможно.


Вся трагедия человеческого рода заключалась в том, что человек, созданный для жизни с Богом и в Боге, человек, изначально имевший в себе дыхание Божие, источник Жизни, Духа Святого – потерял его. Грехопадение поставило человека и Бога в, условно говоря, враждующие отношения: Бог гневался на человека, человек был проклят Богом. Что должно было произойти в истории человечества, чтобы тот Дух, который оставил человека после грехопадения, вновь вернулся к нему?


Приведенный отрывок из Евангелия от Иоанна отвечает на этот вопрос. Мы можем сказать: пока не была принесена Голгофская Жертва, пока не было совершено примирения между Богом и человеком – Господь не мог вернуть в человека Духа Святого, соединить его с Собой, сделать сопричастником Жизни вечной.


Конечно, все служение Христово: Его приход в мир, чудеса, учение, беседы с людьми, проповеди, наконец, страдания, смерть и Воскресение – все было направлено на дело спасения, на то, чтобы человек смог вернуть себе связь с Богом, которую мы называем Богообщением, вернуть себе Духа Святого. И Христос, когда говорит о Духе, говорит так: «кто жаждет – иди ко Мне и пей». Но надо заметить, что Бог не может насильно заставить человека прийти и напиться. Он не может дать нам Духа Святого силой, «обречь» нас на спасение. Только если человек сам жаждет Бога, ищет Его, тоскует сердцем и душой, созданными для вечной жизни, по Богу, то он может прийти ко Христу и причаститься источнику спасения.


Но когда Христос эти слова произносил, то до Распятия было еще далеко. А Он уже призывал жаждущих приходить к Нему. Возможно ли было принятие Духа Святого до Голгофской жертвы – ведь даже в самом Евангелии сказано, что еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен?


Понимать слова Христа следует в прообразовательном смысле. То, что говорил Иисус, находясь в узких временных рамках перед иудеями, безусловно, относилось ко всему человечеству и ко всем временам.


И позже, во втором отрывке, читаемом в этот день, Он скажет не просто «Я свет», но «Я свет миру». Если бы Он говорил только иудейскому народу, то Он бы сказал «Я свет вам». Но тут другое – «свет во откровение всех народов», как говорил святой Симеон, когда сорокадневного Иисуса принесли в Храм Иерусалимский.


Текст сегодняшнего Евангелия перекликается с беседой с самарянкой (см.Ин.4), где Христос тоже упоминает жажду и воду живую, напившись которой, человек больше никогда не возжаждет. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную…». То же звучит и в сегодняшнем чтении: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь. Оживет сердце наше.


Само по себе примирение между Богом и человеком было невозможно силами человека. Нравственный посыл, смысл всего Ветхого Завета — в том, чтобы человек стяжал праведность. И Ветхий Завет говорил человеку: исполнишь все заповеди – будешь праведен. Не то что будешь хороший, добрый, всеми любимый, а праведен в смысле — спасение наследуешь.


Но спастись тогда еще никто не мог, и все души, как мы знаем по учению Церкви, после смерти шли в ад. Ветхий Завет честен в этом вопросе, там сказано: «проклят всякий, кто не исполнит одну из заповедей». Но не в силах человеческих прожить жизнь и не нарушить ни единой строки Закона. И вся история ветхозаветного Израиля — свидетельство того, что спасение человека — не в силах человеческих.


Поэтому Бог избирает другой способ избавить человечество от уз вечной смерти — благодатью. Торжество праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, и всего, что с ним связано – свидетельство того, что Бог именно так спасает людей. Мы «оправдываемся верою», как говорит апостол Павел, и «дела закона» тут ни при чем – мы освобождаемся от них, потому что Христос их за нас исполнил.


Говоря о невозможности человеку спастись самому, скажем несколько слов о ложном представлении и о Богородице — будто бы Она была изъята от первородного греха, рождена непорочно (учение Западной Церкви), и Ей не нужен был Спаситель, как любой человеческой душе. Нельзя сказать, будто бы ветхозаветные праведники не были водимы и укрепляемы Духом Святым. Он не был частью их естества, хотя был с ними и направлял их. Дева Мария (а Она по времени своего рождения относилась именно к периоду Ветхого Завета) была сосудом, который был предочищен для Боговоплощения. Но это было бы невозможно без Ее собственного волеизъявления и духовного подвига и жертвы ради Бога – отказа от всего, что человека вовлекает в грех. В самом Евангелии есть место, свидетельствующее о том, что Дева Мария, как и все мы, нуждалась в Спасителе – это всем хорошо знакомый текст, первые слова Ее дивного гимна. «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Если бы Богородица была вне уз первородного греха и греха вообще – Ей не требовался бы Спаситель, и Она бы Бога так не называла.


Когда мы, читая молитву Святому Духу, говорим «прииди и вселися в ны» — мы просим об очень многом. Но сама эта просьба уже есть свидетельство того, что это возможно – по любви Божьей к нам, по Его милости. Бог возвращает нам утерянный дар Богообщения и соединения с Собой. И мы его можем принять – если хотим.


Слова Христа о Духе Святом в читаемом на День святой Троицы отрывке Евангелия были некоторым образом переломным моментом для его слушателей. Именно после них народ стал говорить о том, что Иисус – Пророк и Христос (надо отметить, что Пророк с большой буквы – это синоним Христа, титул Мессии). Слушающим же Христа фарисеям было важно развенчать Его в людских глазах, доказать, что Он – вовсе не посланник Божий и не ожидаемый Мессия.


Но Христос так действует на сердце человека, что народ, слушая Его слова и вслух признавая Его Мессией, фактически провоцирует врагов Иисуса скинуть личину праведности и точно обозначить причину их ненависти к Нему. И фарисеи, несмотря на все невиданные дела Иисуса, продолжают утверждать: нет, пророк из Галилеи не приходит.


По всей видимости, неопределенность в среде иудеев в вопросе о том, откуда же должен прийти Мессия, была. Многие воспринимали пророчество Михея о том, что Христос придет из Вифлеема, как свидетельство, что Мессия не только родится там, но и именно в Вифлееме начнет свое общественное служение. А Христос вышел из Назарета, откуда, по скептическому вопросу Нафанаила, «может ли что доброе быть?», и это их смущало. И Евангелие здесь свидетельствует об удивительном контрасте: то, что очевидно для простых людей, слушающих Христа, закрыто для «продвинутых» религиозных вождей. Хотя, казалось бы, именно они, в первую очередь, и должны были увидеть, Кто есть Иисус из Назарета. Здесь мы должны вспомнить о словах Христа, что Он – свет миру. Но свет не только для тех, кто уже видит, но и для тех, кто искренне желает увидеть. Христос — свет просвещающий, дарующий духовное зрение тому, кто просит открыть ему глаза. Светом миру Христос называет и Своих апостолов, посылая их рассказывать о Себе – свидетельствовать о Свете. Свидетельство о Христе просвещает ищущих Бога, а тем, кто уже обрел веру – помогает ходить в Боге и уже никуда не уходить от Него.


Но там, где есть свет, обязательно есть и тьма, и Евангелие от Иоанна всегда говорит об этом контрасте. И слова Христа про свет – это также предупреждение тем, кто не с Ним: они во тьме.


Евангелие от Иоанна ( 7:37-52, 8:12).

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.


Подготовила Дарья СИВАШЕНКОВА

Tags: РПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments