Салман Рафи Шейх: США стремятся построить квадроцикл, который никому не нужен
Если США разделили мир на западно-капиталистический "свободный" и восточно-коммунистический "закрытый" миры во время холодной войны, чтобы проецировать себя как чемпиона "свободного" мира, "Холодная война 2.0" также использует те же аксиомы, чтобы обозначить Китай как яркий пример "закрытого" мира, через который страны ЧЕТВЕРКИ во главе с США должны прорваться, чтобы создать "свободный" Индо-Тихоокеанский регион. Хотя Байден был выразителен, когда он недавно сказал в своей речи Генеральной ассамблеи ООН, что США не стремятся к холодной войне, антикитайский расклад, который США стремятся построить и милитаризировать с помощью таких сделок, как недавно выявленный AUKUS, означает глобальное позерство, подкрепленное своего рода глобальной конкуренцией за власть, которая характеризовала холодную войну. Используя мощный тон по отношению к Китаю, США, возглавляемые Байденом, похоже, разрабатывают язык, который они могут использовать для общения с АСЕАН/Юго-Восточной Азией, а также для того, чтобы заручиться их поддержкой против Китая в качестве союзников США.
В совместном заявлении , выданного квад говорит о том, что страны-члены берут на себя обязательство “в регионе, что является фундаментом нашей общей безопасности и процветания—это свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, который включает также и устойчивыми”, добавив, что “вместе, мы обязуемся содействия свободной, открытой, основанной на правилах порядком, который укоренился в международном праве, и не боясь принуждения, укрепления безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами”.
Обращаясь конкретно к АСЕАН, в заявлении говорится, что “Мы подтверждаем нашу решительную поддержку единства и центральной роли АСЕАН и взглядов АСЕАН на Индо-Тихоокеанский регион, и мы подчеркиваем нашу приверженность работе с АСЕАН и ее государствами—членами-сердцем Индо—Тихоокеанского региона-практическими и всеобъемлющими способами”.
Хотя в заявлении не было прямого упоминания Китая, основное внимание "четверки" на Юго-Восточной Азии показывает, как группа стремится уравновесить Китай более непосредственно, чем это было до сих пор.
Больше риторики, чем Действий
Однако, взглянув более глубоко на КВАДРОЦИКЛЫ, становится очевидным, что так называемая первая “историческая” встреча лидеров КВАДРОЦИКЛОВ не принесла ничего, кроме очень общих утверждений и обязательств. Отсутствие каких-либо конкретных шагов не только продолжает удерживать "четверку" как группу без какого-либо внутреннего стратегического единства, но и показывает, как страны-члены, даже несмотря на то, что у них есть свои собственные проблемы в отношении Китая, продолжают уклоняться от того, чтобы присоединиться к США, чтобы решить свои вопросы с Китаем.
Единственный практический шаг, который, как показывает заявление, предпринял QUAD, - это “Стипендия Quad”, образовательная программа, которая “предоставит 100 стипендий для выпускников ведущих научных, технологических, инженерных и математических аспирантов в наших четырех странах”.
Помимо этой стипендии, даже беглый взгляд на заявление показывает риторическую приверженность этих стран принятию некоторых шагов в будущем. На данный момент ЧЕТВЕРКА произошла и быстро перешла в спячку, поскольку большинство членов ЧЕТВЕРКИ не разделяют настоятельную необходимость США разработать внешнюю политику, чтобы закрепиться в мире после унизительного поражения в Афганистане. Поэтому не так много государств рады позволить США принудить их к союзу, в котором нет необходимости.
Например, реакция на недавно объявленный АУКУС, как правило, красноречива. Индонезия, которую австралийцы называют своим самым важным партнером в области безопасности, выразила глубокую озабоченность по поводу этой сделки, заявив, что страна “глубоко обеспокоена продолжающейся гонкой вооружений и проецированием силы в регионе”. Премьер-министр Малайзии Исмаил Сабри Яакоб заявил премьер-министру Австралии Скотту Моррисону в пятницу, что “АУКУС потенциально может спровоцировать другие державы действовать более агрессивно, особенно в регионе Южно-Китайского моря”. Министр национальной обороны Филиппин Дельфин Лоренцана подчеркнул нейтральную позицию своей страны в отношении АУКУСА, заявив, что Манила хочет поддерживать хорошие двусторонние отношения в области обороны со всеми странами региона.
Аналогичным образом, отсутствие энтузиазма, которое мы по-прежнему наблюдаем в отношении "четверки", объясняется не только тем, что большинство стран не хотят становиться партнерами США в ее "холодной войне 2.0", но и тем, что отсутствие видения не позволило странам-членам представить какие-либо потенциальные или реальные выгоды, которые группировка может им предложить, в том, что касается их собственных конкретных национальных интересов.
В основном это связано с тем, что США пытаются представить и реализовать биполярную политику в то время, когда мир уже стал многополярным. Европейский союз все чаще проводит политику, которая не согласуется с политикой США. У него есть своя собственная стратегия сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе, что означает, что у стран региона есть множество вариантов на выбор для наведения мостов. Для них США-не единственный вариант. Помимо ЕС, АСЕАН имеет свои собственные региональные механизмы, а также прочные двусторонние отношения с Китаем для решения любых вопросов, представляющих взаимный интерес, или конфликтов.
Еще одна важная причина отсутствия интереса стран-участниц к "четверке" заключается в том, что у группы нет никакого плана экономического взаимодействия с Индо-Тихоокеанским регионом, не говоря уже о том, чтобы иметь надежные обязательства. В нем делается акцент на сохранении “свободного” индо-тихоокеанского акцента на милитаристский подход, что является существенным контрастом с китайской инициативой "Пояс и путь" (BRI) и Региональным всеобъемлющим экономическим партнерством (RCEP), крупнейшей торговой сделкой, когда-либо подписанной в истории. Милитаризированный подход США, очевидный из AUKUS, вряд ли является сделкой, которую АСЕАН будет рада купить для защиты своих интересов, поскольку, независимо от характера ее связей с Китаем, они не сталкиваются с какой-либо угрозой китайского военного нападения. У АСЕАН, а также у других стран, таких как Индия, нет всеобъемлющих причин повышать температуру в регионе, формально вступая в союз с группировкой, которая стремится именно к этому: милитаризации конфликта.
Салман Рафи Шейх, аналитик-исследователь международных отношений и внешних и внутренних дел Пакистана, эксклюзивно для интернет-журнала “Новое восточное обозрение”.
*Генри Киссинджер. Три революции