alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Странная китайская вражда Сороса и Блэкрок на фоне финансовых проблем китайских корпораций

В последние дни на страницах финансовых СМИ разразилась странная словесная война между хедж-фондом миллиардера и специалистом по цветным революциям Джорджем Соросом и гигантской инвестиционной группой BlackRock. Прроблема заключается в решении генерального директора BlackRock Ларри Финка открыть первый взаимный фонд, принадлежащий иностранцам, в Китае, предположительно, для привлечения сбережений нового (и быстро исчезающего) населения Китая со средним уровнем дохода. В недавнем газетном интервью Сорос назвал решение BlackRock угрозой инвесторам BlackRock и национальной безопасности США.

Это, казалось бы, абсурдное столкновение взглядов между двумя финансовыми гигантами—хищниками Уолл-стрит скрывает гораздо более масштабную историю-надвигающийся системный крах внутри Китая финансовой долговой пирамиды, которая, возможно, является крупнейшей в мире. Это может оказать эффект домино на всю мировую экономику гораздо сильнее, чем кризис Лемана в сентябре 2008 года.

“Глобальный экономический террорист..:”

6 сентября Сорос написал гостевую редакционную статью в Wall Street Journal, в которой резко критиковал BlackRock за инвестиции в Китай: “Это печальная ошибка-вкладывать миллиарды долларов в Китай сейчас.

Это, вероятно, приведет к потере денег для клиентов BlackRock и, что более важно, нанесет ущерб интересам национальной безопасности США и других демократических стран”. Не то что Сорос, чтобы ссылаться на национальную безопасность США… Он продолжил: “Инициатива BlackRock угрожает интересам национальной безопасности США и других демократических стран, потому что деньги, вложенные в Китай, помогут продвижению режима президента Си, который является репрессивным внутри страны и агрессивным за рубежом”. BlackRock опубликовал ответ, в котором говорится: “У США и Китая большие и сложные экономические отношения…Благодаря нашей инвестиционной деятельности, Управляющие активами в США и другие финансовые учреждения вносят свой вклад в экономическую взаимосвязь двух крупнейших экономик мира“.

В то время, когда раздутое долговое здание китайских банков и конгломератов недвижимости рушится почти ежедневно, защита BlackRock и генерального директора Финка вряд ли звучит правдоподобно. Это наводит на мысль, что за отношениями BlackRock и Китая, а также за атакой Сороса стоит гораздо больше. За два дня до публикации статьи Сороса в журнале официальная газета China Global Times написала язвительную статью, в которой назвала Сороса “глобальным экономическим террористом”. Одно из их обвинений состояло в том, что деньги Сороса финансировали “цветную революцию” в Гонконге в 2019 году против новых законов Пекина, де-факто прекращающих независимый статус острова.


Однако резкая атака на Сороса, скорее всего, была вызвана сообщением, которое Сорос написал в лондонской Financial Times пятью днями ранее, в котором он резко атаковал Си Цзиньпина и нынешние репрессии в отношении частных китайских компаний, таких как Alibaba Джека Ма и Ant Financial. В заявлении от 30 августа Сорос назвал репрессии президента Си Цзиньпина против частного предпринимательства “значительным тормозом китайской экономики”, который “может привести к краху”. Он также указал, что основные западные фондовые индексы, такие как MSCI Моргенстенли и ESG BlackRock, “фактически вынудили сотни миллиардов долларов, принадлежащих американским инвесторам, в китайские компании, корпоративное управление которых не соответствует требуемому стандарту — власть и подотчетность теперь осуществляются одним человеком (Xi), который не подотчетен ни одному международному органу”. Он призвал Конгресс принять законы, которые ограничили бы инвестиции управляющих активами “компаниями, в которых фактические структуры управления являются прозрачными и согласованными с заинтересованнымисторонами”.

Любопытный аспект обвинений Сороса против финансовой прозрачности Пекина заключается в том, что они фактически верны, основаны на публичных заявлениях китайских регулирующих органов, а также менеджеров и регулирующих органов Уолл-стрит. Финансовые рынки Китая непрозрачны, и правила непредсказуемо меняются в отношении того, кого спасают, а кого нет. Продолжающийся крах огромной китайской компании Evergrande по недвижимости и финансовой группы является лишь одним из недавних примеров высокого риска инвестиций сегодня в Китае.

Не так уж и велико

"Самая ценная “в мире группа недвижимости-это также самая долговая группа недвижимости в мире. Компания Evergrande, базирующаяся в Шэньчжэне, уже несколько месяцев балансирует на грани банкротства, поскольку она не выплачивает кредиты один за другим, а крупнейшие рейтинговые агентства снижают ее рейтинг до "мусорного" статуса. Группа задолжала в общей сложности 305 миллиардов долларов, и этот долг является офшорным в долларовых кредитах, а также внутренних нерегулируемых кредитах, полученных от так называемых WMPS или продуктов управления активами. По мере того как его финансы взрываются и продажи квартир падают, десятки тысяч потенциальных владельцев квартир оказываются под угрозой того, что они заплатят за недостроенные квартиры. На сегодняшний день центральный банк Китая не вмешивался, но растут предположения о том, что государственная помощь группе находится в нескольких днях пути, чтобы предотвратить системное финансовое заражение. Причина, по-видимому, в том, что Evergrande-это только верхушка айсберга очень раздутого долгового корпоративного сектора Китая.

В августе China Huarong Asset Management Co., так называемый “плохой банк”, созданный Министерством финансов для управления активами проблемных китайских компаний, сам должен был быть спасен государством, чтобы предотвратить то, чего многие опасались, станет китайским “кризисом Lehman”. Хуаронг является одной из четырех таких государственных компаний, созданных после азиатского финансового кризиса 1998 года для управления активами обанкротившихся государственных компаний. Хотя контрольный пакет принадлежит Министерству финансов Китая, с 2014 года он продал акции другим, включая Goldman Sachs и Warburg Pincus.

После 2014 года Хуаронг вырос в небанковского финансового гиганта и финансировал впечатляющий рост за счет долга. Это начало ослабевать в 2020 году во время кризиса covid. В январе 2021 года китайский суд рассмотрел дело председателя Лай Сяоминя, который был приговорен к смертной казни без отсрочки за взяточничество, растрату и двоеженство, по странному набору обвинений. Суд заявил: “Он поставил под угрозу финансовую стабильность [Китая]”.

Когда группа Хуаронг не опубликовала свой годовой финансовый отчет к крайнему сроку в конце марта, возросли опасения цепной реакции банкротства, поскольку миллиарды ее офшорных долларовых облигаций оказались под угрозой. Общая сумма долгов оценивалась примерно в 209 миллиардов долларов. Как сообщается, вместо того, чтобы консервативно управлять проблемными активами, Лэй использовал статус небанковского банка Министерства финансов штата для всего, от прямых инвестиций до спекуляций недвижимостью до торговли мусорными облигациями, занимая миллиарды бешеных займов. Государство вынудило свою собственную группу CITIC оказать помощь Хуаронгу в августе. Тем не менее, очевидно, что это только начало нарастающего финансового кризиса в Китае.

Аварийная посадка?

В течение нескольких месяцев Политбюро Xi с растущим отчаянием пыталось остановить рост колоссального финансового пузыря в секторе недвижимости. Ранее в этом году Си Цзиньпин выступил с лозунгом “жилье предназначено для жизни, а не для спекуляций”. Его шаги по замораживанию и медленному сдутию огромного пузыря на рынке недвижимости, скорее всего, запоздали. Строительство и продажи недвижимости составляют самую большую часть китайского ВВП-более 28% по официальным оценкам. Требовать, чтобы инвестиции сейчас шли в “продуктивные” проекты, а не на спекуляции постоянно растущими ценами на недвижимость, не так-то просто.

Си все активнее предпринимает шаги по контролю над вышедшим из-под контроля пузырем недвижимости в Китае и его угрозой системного кризиса, подобного тому, что произошел в США в 2008 году, путем принятия мер по ограничению кредитования недвижимости. Согласно китайским данным, общий объем финансирования недвижимости в первой половине 2021 года снизился на 13% по сравнению с 2020 годом. В то же время задолженность китайских компаний по недвижимости по облигациям и другим долгам составляет более 1,3 трлн юаней или 200 миллиардов долларов в 2021 году и почти 1 трлн юаней в 2022 году. Контрактный сектор недвижимости сделает такие огромные выплаты все более невозможными и, без сомнения, приведет к новым дефолтам по всему Китаю. Недавно Ping An, крупнейшая страховая группа Китая, также инвестирующая значительные средства в недвижимость, была вынуждена отложить резервы на возможные потери по ссудам в размере 5,5 миллиарда долларов, связанные с ее инвестициями в неплательщика, China Fortune Land Development Co.

Если бы только Evergrande была неплатежеспособной из-за невыплат долгов в сокращающейся экономике, китайские власти, несомненно, смогли бы справиться с этим тем или иным способом, потребовав, чтобы ее государственные банки или крупные группы, такие как CITIC, просто проглотили безнадежные долги, чтобы сдержать распространение кризиса. Проблема в том, что Эвергранд, Хуаронг, ПинаНь и другие крупные китайские инвесторы в недвижимость явно являются лишь симптомами экономики, которая взяла на себя долги, намного превышающие то, что было разумно. В апреле Государственный совет КПК Пекина сообщил местным органам власти, что их так называемые Механизмы финансирования местными органами власти с предполагаемыми (никто не знает) триллионами долларов, которые они имели в нерегулируемых теневых банковских кредитах, используемых для финансирования местных проектов, должны были избавиться от избыточных плохих кредитов или разориться.

1 июля Пекин объявил, что доходы местных органов власти от продажи земли застройщикам, составляющие около половины всех местных доходов, должны направляться в Министерство финансов центрального Пекина и больше не использоваться на местном уровне. Это гарантирует катастрофический крах местных теневых банков и строительных проектов стоимостью в несколько триллионов долларов. Больше никаких спасительных мер в Пекине. В то же время платежеспособность хрупкого многотриллионного “малого” банковского сектора Китая находится под вопросом, поскольку число закрываемых банков увеличивается. Теперь, когда национальные государственные гиганты близки к банкротству, словесная война между BlackRock и Джорджем Соросом приобретает значительно новый свет. Китай находится в серьезном долговом кризисе.

Китай уже имеет самую большую в мире протяженность высокоскоростных железнодорожных путей, и они теряют деньги. Инициатива "Поясной путь" увязла в долгах, которые страны не в состоянии погасить, и китайские банки резко сократили кредиты на проекты BRI по Шелковому пути с 75 миллиардов долларов в 2016 году до 4 миллиардов долларов в 2020 году. Его демографический кризис означает, что бесконечный поток дешевой сельской рабочей силы для строительства этой инфраструктуры резко сокращается. Средний класс в глубоком долгу перед покупателями новых автомобилей и домов в хорошие времена. Общий долг домохозяйств, включая ипотечные и потребительские кредиты на автомобили и бытовую технику, в 2020 году составил колоссальные 62% ВВП. Институт международных финансов (IIF) подсчитал, что общий внутренний долг Китая вырос до 335 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году.

Помощь Пекину на Уолл-Стрит?

Похоже, что Пекин добивается крупной фактической помощи от иностранных инвесторов в его проблемные акции и облигации во главе с Уолл-стрит. Крупные банки и инвесторы Уолл-стрит уже несколько лет тесно сотрудничают с Китаем. Учитывая, что фондовые рынки США находятся на опасных исторических максимумах, а ЕС в глубоких проблемах, они, возможно, надеются, что Китай сможет их спасти, несмотря на явные доказательства того, что китайские правила корпоративного учета непрозрачны, как показывает Эвергранд. С 2019 года широко используемому MSCI Morgan Stanley всемирному индексу всех стран был разрешен список крупнейших китайских компаний, который, как точно отметил Сорос, заставляет западные фондовые фонды покупать акции Китая на миллиарды долларов. BlackRock теперь разрешено инвестировать китайские личные сбережения в свои фонды. Неясно, есть ли в этой сделке какие-то другие детали.

Это банк потенциального золота, в котором Уолл-стрит и Блэкрок выстраиваются в очередь за пределами Пекина. Осуждение Соросом BlackRock, крупнейшего частного инвестиционного фонда в мире, явно носит стратегический характер. Может ли быть так, что Сорос намерен повторить свое падение пузыря на российском рынке облигаций в 1998 году после получения прибыли? Если это так, неудивительно, что официальные китайские СМИ называют Сороса “экономическим террористом”. Каким бы ни был спусковой механизм, такой крах китайского долгового пузыря заставил бы побледнеть кризис Lehman 2008 года.


Перевод Яндекс

Ф. Уильям Энгдал является консультантом и лектором по стратегическим рискам, имеет степень в области политики Принстонского университета и является автором бестселлеров по нефти и геополитике, специально для интернет-журнала “Новое восточное обозрение”.


Tags: КНР, Кризис развития
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments