В США наконец-то признали, что «американский авторитет» в мире трещит по швам. И речь здесь идет не только о политическом авторитете. Это падение началось не с Байдена или Трампа, а с порочного восприятия нынешнего политико-военного истеблишмента США якобы своей исключительности и главенствующего положения в мире.
Несмотря на проводимую властями США политику давления и силового проталкивания своего оружия на внешних рынках, оно по многим направлениям уже не выдерживает конкуренции, в частности, с российским вооружением. Достаточно напомнить, что американские военные, прошедшие через вооруженные конфликты во Вьетнаме и других странах, на страницах The Atlantic и ряда специализированных военных изданий США уже не раз заявляли о неоспоримых преимуществах легендарного советского автомата АК-47 перед самой популярной в армии США винтовкой М-16.
Много было опубликовано американскими СМИ и проблемах с разрекламированными истребителями F-35 и даже о практически полном провале этой программы. Как следует, в частности, из недавнего доклада Комитета по вооруженным силам Конгресса США, установленные на истребителе двигатели Pratt & Whitney F135 «быстро деградируют», в результате, по имеющимся сведениям, на данный момент из-за этой проблемы 15% принятых на вооружение ВВС США истребителей F-35 уже не могут выполнять полеты.
Противоракетная оборона США также практически полностью себя дискредитировала, а последние попытки внести в нее хоть какие-нибудь обновления также пока не дают успеха. В результате очередные испытания новой системы противоракетной обороны Aegis 29 июля над океаном к северо-западу от Гавайев, как сообщило Агентство противоракетной обороны США в пресс-релизе, снова провалились: из двух выпущенных противоракет, только одна поразила цель, в то время как вторая даже не смогла ее обнаружить. По мнению экспертов, учитывая стоимость такого вооружения и 50% поражение объектов, это выброс денег на ветер. Как всегда, чтобы замаскировать бесполезность своей системы ПРО, в провале испытаний американские военные попытались обвинить Россию: якобы российский военный корабль поставил мощные радиоэлектронные помехи в районе запуска противоракет. Однако никаких кораблей ВМФ РФ возле Гавайев не находилось, о чем свидетельствуют данные глобальной карты морского движения…Мифом и полным провалом оборачивается и попытка представить руководством США свои якобы успехи в создании гиперзвуковых ракет, которые уже взяты на вооружение не только Россией, но и Китаем. Белым домом и американскими СМИ еще год назад рекламировалось якобы создание какой-то «супер-пупер ракеты», которая в 17 раз превышает скорость ракет, имеющихся на рынке в настоящее время, в частности у России и Китая. Однако никаких результатов так и не было представлено до настоящего времени. Более того, в сентябре 2020 года президент США Дональд Трамп, выступая перед своими сторонниками в штате Миннесота, даже заявил, что Россия якобы «похитила американские разработки гиперзвукового оружия и на основе этих данных создала свое» (трансляцию этого выступления вел телеканал Fox News). Однако, если даже и поверить в эту очередную пропагандистскую ложь руководства США, то естественно задаться вопросом: а где же тогда у самих США это оружие? И почему в России и Китае оно уже является штатным вооружением российских и китайских вооруженных сил, в то время как сами США так и не могут даже приступить к его испытанию?
Провал США в создании гиперзвукового оружия 29 июля подтвердила и пресс-служба американских военно-воздушных сил, сообщив о полной неудаче испытания гиперзвуковой ракеты США AGM-183A ARRW, она же Booster Test Vehicle 1b — после отделения от бомбардировщика В-52 двигатель аппарата не заработал. Аналогичный провал испытаний ARRW был зафиксирован по итогам апрельских мероприятий: тогда самолет В-52 вернулся на калифорнийскую военную базу с гиперзвуковой ракетой на борту.
На сегодняшний день американская система SBIRS способна предупредить о пуске гиперзвуковых ракет, но лишь по принципу «прячься, кто может». Перехватить такую цель современные технологии США не позволяют, в связи с чем гиперзвуковое оружие России бросает вызов системам раннего ракетного предупреждения Минобороны США.
Поэтому, как ранее уже неоднократно отмечал МИД РФ, заявления вашингтонских ястребов о готовности разместить гиперзвуковые ракеты США в Европе циничны на фоне предложения президента России Владимира Путина о взаимном моратории. Напомним, еще в октябре 2020 года советник американского президента Трампа по нацбезопасности Роберт О’Брайен заявил, что Вашингтон в случае надобности отправит в Европу гиперзвуковые ракеты средней и меньшей дальности для «сдерживания» России.
Подобными заявлениями Вашингтон лишь создает предпосылки для нового ракетного кризиса в Европе и ставит под потенциальный ответный удар российских вооруженных сил страны, которые в угоду таким ястребам согласятся на размещение подобного нацеленного на Российскую Федерацию американского оружия на своей территории.
Хотя гиперзвуковое оружие пока не использовалось в ходе боевых действий, тем не менее бывший министр ВМС США Томас Модли (Thomas Modly) сказал CNN, что в будущем оно изменит методы ведения войны не меньше, чем ядерное оружие в минувшее столетие. По словам Модли, это может дестабилизировать ситуацию в области глобальной безопасности и создать угрозу существованию США.
В условиях прекращения действия по инициативе США Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), еще год назад президент Владимир Путин сделал предложение о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе, на которое положительного ответа до настоящего времени так и не последовало. В частности, российской стороной была выражена готовность не разворачивать ракеты средней дальности в европейской части России, на которые распространялось действие ДРСМД, в тех регионах, где не будут развёрнуты аналогичные американские системы. Но это возможно только при условии встречных шагов со стороны США и стран НАТО. Также Путин заявил, что выход США из Договора является серьезной ошибкой, отказ Вашингтона от соглашения повышает риск гонки ракетных вооружений.
Ситуация несколько изменилась с приходом в Белый дом демократа Джо Байдена, который сразу же после своей инаугурации на пять лет продлил действие СНВ-III без дополнительных условий. После личной встречи Байдена и Путина в Женеве, было принято решение о создании рабочих групп, которые будут заниматься вопросами стратегической стабильности. Несмотря на то, что там остаётся много белых пятен, хочется надеяться, что эти переговоры позволят найти общие точки и двигаться в направлении деэскалации напряжённости.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»