alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Category:

Цифровые продукты без навыков программирования

Вадим Михалев, основатель, Zerocoder.ru. Принципы зерокодинга: разработчики без опыта и приложения за несколько часов

Зерокодинг стал трендом в последние несколько лет: из-за пандемии и повсеместной цифровизации в 60% компаний выросли темпы разработки, но нанимать новых специалистов каждому третьему предпринимателю становится все труднее. На фоне этого ожидается активное развитие направлений no-code и low-code. Уже в 70% организаций цифровые продукты создают люди без навыков программирования. А стартапы, предлагающие инструменты для зерокодинга, становятся «единорогами». Что нужно знать о no-code в 2021 году, рассказывает Вадим Михалев, основатель первого в СНГ онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru.


Зерокодинг, он же no-code, он же 0-code

Зерокодинг, или no-code — это способ создавать работающие ИТ-продукты без использования кода, за счет визуального интерфейса программирования и готовых платформенных решений. Большинство задач программистов не отличаются уникальностью. Визуальные шаблоны no-code позволяют не писать код для таких задач с нуля, а пользоваться готовым блоком, отталкиваясь от задачи — например, отправить запрос в базу данных.

Самый простой пример зерокодинга — создание сайта-визитки на конструкторах Tilda или Readymag. Если раньше для этого требовались хостинг, домен, дизайнер, верстальщик, фронтенд и бэкенд, то сегодня каждый может потратить немного времени на изучение платформы и собрать лендинг в одиночку. Или поручить эту задачу одному специалисту, если самому разбираться не хочется.

Аналогичные платформы есть и для других задач бизнеса: например, для разработки мобильных и веб-приложений или для автоматизации бизнес-процессов. Как показывает опрос No-Code Census, зерокодинг позволяет создавать ИТ-продукты в пять раз быстрее по сравнению с традиционным программированием. И каждый второй респондент отмечает, что процесс значительно упрощается.



Часто наряду с no-code упоминают и low-code: сочетание готовых инструментов и минимально необходимого написания кода для создания продуктов под более сложные и уникальные задачи. Получается континуум: на одной части спектра максимально простые для освоения инструменты для типовых задач, на другой — чистый код с нуля, посередине — лоу-код решения. И они все сильнее будут вытеснять код: согласно свежему прогнозу Gartner, к 2024 году 80% продуктов будут создаваться за пределами ИТ-команд — с помощью low-code решений и ИИ.

Какие отрасли в первую очередь меняет no-code

Первыми тренд на зерокодинг подхватили ИТ-стартапы, следующие философии Lean Startup. Она подразумевает быстрый запуск продуктов с частым тестированием гипотез. В топе причин неудачи стартапов лидируют невостребованность на рынке и закончившиеся деньги, а значит, тратить миллионы и месяцы на разработку потенциально ненужного продукта нерационально.

И если раньше другого выбора не было, сейчас с созданием прототипа справится и одиночный фаундер. В некоторых случаях — за один день. Готовых платформенных решений хватит для того, чтобы превратить идею в базовую версию продукта и представить его инвесторам, партнерам, потенциальным новым членам команды и целевой аудитории, чтобы протестировать спрос.

Еще одно направление, где зерокодинг сразу полюбили, — управление продуктом. Для продакт-менеджера важно получать обратную связь от клиента с минимально возможными усилиями на первую версию продукта или функциональности. No-code позволяет проверять гипотезы без привлечения ИТ-отдела, а компания в итоге сэкономит ресурсы на уже протестированные нововведения, которые действительно приведут к росту бизнеса.

Но зерокодинг применяют не только в компаниях с ограниченным бюджетом. Наоборот, его все чаще внедряют в корпорациях. Например, Microsoft рассказал, как сотрудники отдела запусков использовали инструмент Microsoft Power Apps, чтобы самостоятельно создать необходимую программу. Всего за 40 дней они провели 250 итераций, испытывая продукт. В итоге получился умный ассистент, который теперь можно масштабировать и продавать вовне. В Microsoft подчеркнули: по такому принципу, «своими для своих», будет создаваться все больше инструментов в компании, лучшие из которых передадут для развития в отдел разработки.

Еще один пример корпоративного сервиса — Google c его Tables. Это конкурент популярной зерокодинговой базы данных Airtable: она позволяет работать над данными с «гражданскими» разработчиками (дизайнерами, менеджерами, продактами) в одной команде в одном файле с мгновенной скоростью обновления информации.

Рынок уже предлагает корпоративные платформы no-code и low-code для крупного бизнеса, которые обеспечивают высокую масштабируемость, производительность и интеграцию с другим корпоративным софтом. Кроме уже упомянутого Microsoft, это решения Salesforce, OutSystems и других компаний. В России корпорации все чаще внедряют у себя решения на базе Directual — лоу-код платформы, созданной выходцами из «Тинькофф». В частности ее используют в МТС и в UFG Wealth Management. За рубежом Directual тоже любят: например, крупнейшая нефтесервисная компания Schlumberger построила на нем свой каталог товаров и услуг, которым легко управлять петрофизикам. Свою no code систему создает СБЕР.

Еще один тренд — enterprization of consumer — когда каждый из нас может стать предпринимателем. Многие в свободное время работают над хобби-проектом. Чтобы свести усилия к минимуму, даже разработчики выбирают для этого no-code: например, чемпион мира по разработке Павел Шишкин, покинув работу директора по продукту в Avito, создал сервис для найма и обучения продакт-менеджеров с нуля с помощью конструктора Bubble.

Люди без опыта в разработке тоже легко создают приложения с no-code. Например, WOM — аналог Airbnb — создал digital-стратег, которому потребовалось быстро проверить, насколько популярным станет приложение для аренды жилья в Вене без посредников. Эта гипотеза не подтвердилась, зато автор сэкономил миллионы рублей, нервы и время.

С чем поможет зерокодинг

Существует уже более 150 различных платформ, с помощью которых можно собрать интернет-магазин, мобильное или веб-приложение, базу данных и многое другое, вплоть до игр.

В качестве CMS (content management system — управления информационным содержимым сайта) в мире в первую очередь выбирают WordPress, который выбирают 57% респондентов опроса No-Code Census. Он был одним из первых зерокодинговых решений в начале 2000-х годов для создания сайтов и до сих пор популярен благодаря понятному интерфейсу. Дальше появились Wix, Squarespace, Webflow.

Самой простой и популярной в российском сегменте остается Tilda: сервис содержит несколько сотен шаблонов для типовых лендингов и инструментов с формами, приемом оплаты, личным кабинетом, CRM и интеграциями. На «Тильде» можно и интернет-магазин сделать, но для продуктов в нише e-commerce более популярны Shopify (49% голосов) или WooCommerce, BigCommerce, Ecwid, который недавно купили канадцы за $500 млн. Существуют no-code-платформы для специфических отраслей, таких как финтех: при помощи Unqork можно сделать софт для страхования или финансовых услуг, а Atra предназначается для блокчейна.

Как малый, так и крупный бизнес охотно использует сервисы для автоматизации. Один из популярных зерокодинговых инструментов, Integromat, еще называют «клеем для интернета». Он и другие сервисы позволяют постепенно сокращать количество сотрудников и затрат рабочего времени, соединяя сервисы между собой. Например, с помощью российского инструмента Albato, заточенного под работу с локальными сервисами, можно автоматически вызывать «Яндекс.Такси» на нужный адрес, как только покупатель оформит заказ на доставку букета цветов. первой ступенью в ИТ: уже сейчас обучать детей программированию начинают с него.

Для мобильных приложений популярны Glide и Adalo. В Adalo даже далекий от разработки человек легко соберет кросс-платформенное приложение со сложной логикой, которое можно прямо из сервиса опубликовать в магазины приложений App Store и Google Play. Платформа подходит для тестирования идей будущих сложных приложений и для приложений под МСБ, у которых не ожидается миллионов активных пользователей в день. А Glide за минуты создает PWA (Progressive Web App) — приложения для мобильных устройств из «Google Таблиц» или встроенной базы данных. Это, пожалуй, самый простой способ назерокодить первое мобильное приложение.

Для более сложных задач существует Bubble — один из символов no-code-движения. Это мощный конструктор с полным набором инструментов: здесь есть и бэкенд, и фронтенд, и база данных для полноценных веб-приложений, а если пользоваться специальными контейнерами — то мобильные приложения можно публиковать и в сторы.

Для самых продвинутых задач есть Directual, которым пользуются и крупные компании. Эта платформа относится к сегменту low-code, поэтому совсем без ИТ-знаний в ней разобраться будет сложновато. Зато каркас из шаблонов легко наполнять собственным кодом, что повышает гибкость продукта в разы и в то же время позволяет избежать программирования с нуля.

Хайп или тренд: о будущем зерокодинга

Аналитики Gartner уверены, что зерокодинг станет только актуальнее. Согласно их отчету, решающую роль в компаниях будут играть именно гражданские разработчики — сотрудники без опыта и образования в ИТ. К 2023 году их число превысит количество высококвалифицированных разработчиков в штате. Это позволит бизнесу быстрее реализовывать и масштабировать продуктовые идеи и эффективнее распределять нагрузку в команде.

Да, no-code-инструменты появлялись и раньше. Но только сейчас сложились все условия, чтобы тренд взлетел. На фоне пандемии цифровизация стала залогом выживания в новой реальности, а кадровый голод в ИТ привел к непомерно раздутым зарплатам программистов.

Удаленная работа диктует свои требования: важно, чтобы взаимодействие между членами команд происходило быстро и в режиме реального времени — отсюда популярность облачных сервисов типа Google Docs, Miro и Notion. Благодаря наглядному интерфейсу зерокодинговые инструменты позволяют сотрудникам самостоятельно вносить мелкие правки в продукт, не дожидаясь, пока освободится и отреагирует на запрос команда ИТ-разработки.

Постоянно растущая потребность в цифровых инструментах уже привела к возникновению теневого ИТ: когда, не дождавшись ответа от разработчиков, сотрудники самостоятельно создают и внедряют решения на местах. При этом они используют не одобренные компанией решения и могут по незнанию упускать из вида требования безопасности. Зерокодинговые платформы для бизнеса позволят легализовать этот процесс, выведя его из серой зоны.

Конечно, классические разработчики никуда не денутся. Просто их труд будет использоваться для решения сложных, нетипичных задач. Для создания зерокодинговых инструментов тоже нужны программисты. Некоторые разработчики уже сейчас подрабатывают, выпуская плагины для no-code. В ближайшем будущем зерокодинг станет стандартной

ХАЙТЕК                              По наводке https://luckyea77.livejournal.com/4000996.html
Tags: Зерокодинг, ИТ-индустрия, Образование, Программирование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment