alexandr_palkin (alexandr_palkin) wrote,
alexandr_palkin
alexandr_palkin

Categories:

Александр Пьяненко: О некоторых косвенных экономических индикаторах России на 30.06.2021

Предлагаю вашему вниманию обзор нескольких косвенных показателей на 30.06.2021, которые, на мой взгляд, помогают оценить вектор развития экономики. В этом обзоре продолжаю дополнительно сравнивать динамику показателей 2021 года с 2019-м, поскольку сравнение с 2020-м, очевидно, даст эффект низкой базы.

Сразу необходимо оговориться, что косвенные индикаторы имеют много «шума». Например, рост продаж автомобилей может быть связан с увеличением закредитованности или предоставлением государственных субсидий, а не увеличением благосостояния населения; снижение роста новых предприятий – со сложностями проведения налоговых «оптимизаций», а не ухудшением условий ведения бизнеса; снижение электрогенерации – с теплой зимой, а не падением промышленного производства. Поэтому однозначно говорить о состоянии экономики только по одному показателю – не корректно. Однако целая их совокупность, каждый из которых отражает ту или иную сторону деятельности экономических субъектов, может показать общее направление развития страны.

В 1-м полугодии из девяти показателей почти все показатели имеют положительную оценку. Только Индекс производственной активности PMI фактически не изменились, но при этом оказался ниже условной нормы в 50 пунктов. Сумма баллов составила 8,5 из 9 или 94%. По большому счету такой результат был очевиден с самого начала за счет эффекта низкой базы. Поэтому интереснее посмотреть на динамику показателей по сравнению с 2019 годом.

Если сравнивать первые шесть месяцев 2021 года с 2019-м еще «докарантинным» годом, то оценка 2020-го составит – 56%, что является неоднозначным показателем. Куда пойдет экономика, пожалуй, действительно сейчас трудно сказать.  Оценка по сравнению с 1-м кварталом 2021-года изменилась в лучшую сторону.



1. Продажи легковых автомобилей

Повышение благосостояния потребителей показывает динамика продаж товаров длительного пользования. Одним из ярких примеров такого вида товара является автомобиль. Кроме того, для совершения «дорогих» приобретений покупатель должен быть уверен «в завтрашнем дне». Поэтому изменение динамики продаж автомобилей также может характеризовать и потребительскую уверенность.

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за период Январь-​Июне 2021 года составили 870,7 тыс. машин. Это больше, чем продажи за тот же период год назад на 36,9%. Максимальные продажи за Январь-​Июнь за период с 2006 года наблюдались в 2008 году в размере 1503,6 тыс. машин. Это на 73% больше, чем в рассматриваемом периоде.                       

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%).

Как отмечают в АЕБ, рост продаж новых автомобилей оказался на весьма высоком уровне и уже превысил результаты первого полугодия 2019 года (на 5,1%). Комитет позитивно смотрит на развитие рынка и даже готов скорректировать свой годовой прогноз на 2021 год. Согласно актуальному прогнозу АЕБ, по итогам 2021 года в России будет продано 1 млн 756 000 легковых (~1 652 000) и легких коммерческих (~124 000) автомобилей, что на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

Источники:    https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/russia/           https://www.autostat.ru/analytics/48734/

2. Объем железнодорожных перевозок

Грузооборот железнодорожного транспорта — один из важнейших оперативных индикаторов экономической активности в реальном секторе. Груз, который сегодня перевозится железной дорогой, завтра станет или сырьем для производства, или товаром для продаж. Поэтому рост погрузки на железнодорожном транспорте может считаться индикатором изменения промышленного производства или объема торговли, а значит, и изменения финансовых показателей предприятий в будущем.

Объем железнодорожных перевозок в России за период Январь-​Июне 2021 года составил 632,7 млн.тонн. Это больше, чем объем перевозок за тот же период год назад на 4,6% (и меньше на 0,1% по сравнению с 2019 годом). Максимальный объем перевезенных грузов за Январь-​Июнь за период с 2005 года наблюдался в 2008 году в размере 677,5 млн.тонн. Это на 7% больше, чем в рассматриваемом периоде.                                   

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%).

Наибольшее падение произошло по категориям "Химикаты и сода" (-2,4%) и "Строительные грузы" (-2,4%).

Наибольший рост зафиксирован по категориям "Лом черных металлов" (33,3%), "Зерно" (15,0%), "Каменный уголь" (10,4%), "Промсырье" (9,0%).

При этом наибольшее влияние на структуру погрузки оказало изменение по строительным грузам (со знаком минус) и каменный уголь (со знаком плюс).

Как рассказал в ходе транспортно-​логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, тренды погрузки за пять месяцев позволяют быть оптимистичными в прогнозах. Если изначально в холдинге ставили задачу увеличить погрузку в 2021 году на 1,6% к прошлому году, то работа в апреле-​мае и, тем более, сейчас, в июне, позволяют рассчитывать на прирост в 3,3%.

Генеральный директор ABC-​RAIL Артур Нурмухамедов отметил, что у всех неспециализированных операторов основной прирост погрузки за минувшие полгода связан с увеличением объёма перевозок по таким номенклатурам, как уголь, инертные стройматериалы, металлы. «Рост погрузки в первом полугодии связан с постпандемическим «размораживанием» многих строительных проектов. Пандемия не закончилась, но все уже научились работать в новых условиях».

По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Дениса Семёнкина, рост погрузки в июне связан с увеличением перевозки лома чёрных металлов: «Сегодня цены на лом чёрных металлов находятся на высоком уровне (в ряде регионов цена в 2 раза выше, чем в июне 2020 года). Многие зарубежные предприятия по производству металла ещё не восстановились после пандемии COVID-​19, что привело к повышению спроса на российскую продукцию и, соответственно, увеличению цен на неё. На фоне повышения цен производители металлолома стремятся увеличивать продажи и, соответственно, отгрузку продукции».

Однако в ближайшее время на фоне введения пошлин на перевозку металлов объём погрузки данной продукции сократится, прогнозирует Денис Семёнкин (с 1 августа 2021 г. в РФ будут введены экспортные пошлины на чёрные и цветные металлы). Новые пошлины, вводимые на металлопродукцию, ограничат экспортные поставки, а внутреннему потребителю так много дорогого металла просто не нужно.

По прогнозу начальника Департамента стратегического маркетинга АО «СГ-​Транс» Натальи Дрыжак перевозки угля до конца года будут продолжать расти, поскольку промышленные компании увеличивают добычу в надежде на сохранение высокой цены на экспорт.  По итогам года могут увеличиться перевозки химических грузов, удобрений, контейнерных грузов, что связано как с восстановлением спроса после пандемии на внутреннем рынке, так и с конъюнктурой внешних рынков.

Источники:      https://gudok.ru/content/freighttrans/1570951/           https://company.rzd.ru/ru/9377

3. Потребление цемента

Потребление цемента характеризует состояние строительной отрасли, которая является достаточно капиталоемкой. Также в ней задействовано значительное количество рабочей силы. Тесная связь с другими отраслями экономики позволяет отметить мультипликативный эффект строительной деятельности. Динамику объёмов строительства можно считать одним из ключевых показателей социально-​экономического развития государства в целом.

На 16.07.2021 информации о фактическом потреблении цемента за июнь нет, есть только прогноз, показывающая порядок цифр.

Объем потребления цемента в России за период Январь-​Июне 2021 года составил 26,1 млн.тонн. Это больше, чем объем потребления за тот же период год назад на 4,5% (и меньше на 1,6% по сравнению с 2019 годом). Максимальный объем потребления цемента за Январь-​Июнь за период с 2014 года наблюдался в 2014 году в размере 33,2 млн.тонн. Это на 27% больше, чем в рассматриваемом периоде.                                                                                             

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%)                                                        Источники: https://soyuzcem.ru/analitika

4. Создание новых предприятий (нетто), ед.
Соотношение между созданными и ликвидированными предприятиями можно считать характеристикой предпринимательской уверенности и условий ведения бизнеса. Если число открывшихся предприятий превышает количество закрывшихся, это свидетельствует об экономическом росте и о том, что ситуация в стране благоприятна для бизнеса, а изменение показателя во времени – их дальнейшие тенденции.

Нетто-​количество новых компаний в России за период Январь-​Июнь 2021 года составило 90,5 тыс.ед. (создано 119 961 юридических лиц, ликвидировано – 29 420, из них по процедуре банкротства 3 459). Это больше, чем количество за тот же период год назад на 19,4% (и меньше на 22,8% по сравнению с 2019 годом). По сравнению с прошлым периодом компаний создано на 13,8% больше, ликвидировано на -0,6% меньше, а количество банкротств увеличилось на 7,0%.

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%)

Источники:    https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/\

5. Выработка электроэнергии

Выработка электроэнергии является неплохим индикатором состояния экономики. В структуре потребления электроэнергии традиционно преобладает «промышленное» электропотребление поэтому показатель косвенно характеризует динамику промышленного производства.

Выработка электроэнергии в России за период Январь-​Июнь 2021 года составил 564,4 млрд.Квт*час. Это больше, чем объем выработки за тот же период год назад на 6,1% (и больше на 2,4% по сравнению с 2019 годом). Это максимальное значение выработки за период отчета.

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%)

Как сообщается в обзоре Eepir.ru, потребление электроэнергии за первые шесть месяцев 2021 года в целом по России составило 553,0 млрд кВт*ч, что на 5,1 % больше, чем за такой же период 2020 года (без учета потребления 29 февраля високосного 2020 года – больше на 5,7 %).

Источники:  https://minenergo.gov.ru/activity/statistic http://eepir.ru/news/item/15351-​potreblenie-elektroenergii.html

6. Объем авиаперевозок пассажиров

Увеличение объема авиаперевозок пассажиров связано с ростом экономической активности, а также с улучшением социальных условий жизни населения и сопутствующим ростом его располагаемых доходов, подвижности, развитием индустрии туризма, увеличением доступности воздушного транспорта. Некоторые исследования (например, Немчинов О.А., Жуков О.М. Анализ тенденций и прогнозирование динамики показателей в условиях кризисной экономики) свидетельствуют о наличии линейной зависимости между значениями пассажиропотока аэропортов и ВВП страны. Поэтому этот индикатор является хорошим показателем состояния экономики.

Понимаю, что не совсем корректно сравнивать авиаперевозки, поскольку сейчас они не отражают экономическую ситуацию из-за «ручных» ограничений. Но тем не менее оставляю его для обзора, чтобы видеть динамику изменений. Тем более, что один только этот показатель не оказывает существенное влияния на оценку.

На 16.07.2021 имеются только оперативные данные за июнь, фактические будут только в конце июля.

Объем авиаперевозок в России за период Январь-​Июнь 2021 года составил 90,5 млрд.пасс.км. Это больше, чем объем авиаперевозок за тот же период год назад на 29,0%. Максимальный объем авиаперевозок за Январь-​Июнь за период с 2009 года наблюдался в 2019 году в размере 145,7 млрд.пасс.км. Это на 61% больше, чем в рассматриваемом периоде.                                                                                               

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%)                                                         

Источники:  https://www.favt.ru/     https://favt.gov.ru/novosti-​novosti/?id=8023

7. Индекс Московской биржи

По сути, Индекс Московской биржи говорит об ожиданиях инвесторов. Если они предполагают, что компании начнут приносить больше прибыли, то и индексы повышаются. Индекс, как правило, начинает рост задолго до того, как происходит реальный рост доходов компаний. Таким образом, опираясь на индекс, можно делать обобщенные выводы о будущем состоянии дел в экономике. Кроме того, если при этом доходность государственных облигаций со сроком погашения до одного года больше, чем изменение индекса ММВБ (т.е. доходность по акциям меньше, чем доходность по гос.облигациям), это говорит о негативных процессах в экономике.

Индекс Московской биржи на 30.06.2021 составил 3842 пунктов. Это больше, чем индекс на конец того же месяца год назад на 40,0%. Максимальный индекс в Июне за период с 2005 года наблюдался в 2021 году в размере 3842 пунктов. Это на 0% больше, чем в рассматриваемом периоде.

При этом доходность государственных облигаций со сроком погашения до одного года составила 5,14%, что меньше, чем изменение индекса ММВБ, т.е. доходность по акциям больше, чем доходность по гос.облигациям.  Это в свою очередь говорит о позитивных процессах в экономике.

Оценка индикатора: 1 (изменение более +1%)

Источники:  https://ru.investing.com/indices/mcx-​historical-data

6. Индекс PMI

Индекс рассчитывается на основе опроса менеджеров (purchasing managers), которые по каждому вопросу отвечают: ситуация ухудшается или улучшается. Оцениваются новые заказы, занятость, закупочные цены и складские запасы. Нулевое значение индекса приведено к уровню 50. Если количество пессимистов и оптимистов равно, то индекс составит 50. Если больше тех, кто видит ухудшение, то значение индекса будет меньше 50 и наоборот.

Индекс производственной активности PMI на 30.06.2021 составил 49,2 пунктов. Это меньше, чем индекс на конец того же месяца год назад на -0,2 пунктов. Максимальный индекс в Июне за период с 2017 года наблюдался в 2017 году в размере 50,3 пунктов. Это на 1,1 пунктов больше, чем в рассматриваемом периоде.

Оценка индикатора: 0,5 (меньше 50 пунктов)

Комментируя полученный Индекс PMI обрабатывающих отраслей России, Шиан Джонс, экономист компании IHS Markit, отметила: “Российский производственный сектор сделал шаг назад в июне, поскольку слабый внутренний и иностранный клиентский спрос оказал давление на общие показатели сектора. Хотя, как сообщается, некоторые компании начали наращивать запасы готовой продукции, снижение нагрузки на производственные мощности привело к первому раунду сокращения рабочих мест в 2021 году.

Проблемы, стоящие перед сектором, усугублялись дальнейшими задержками поставщиков и увеличением производственных затрат. Несмотря на сообщения о негативном влиянии на спрос со стороны некоторых компаний, производители частично смогли переложить повышение цен на сырье на клиентов за счет заметного повышения отпускных цен.

Тем не менее, ожидания компаний относительно выпуска продукции оставались оптимистичными на фоне надежд на то, что спрос в предстоящем году повысится. Наш текущий прогноз предполагает годовой рост промышленного производства в 2021 году на уровне 4.3%.”

Источники:  http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=indicat&table=rupmi&time=2

https://ru.investing.com/economic-​calendar/russian-​markit-manufacturing-pmi-1630

https://www.markiteconomics.com/Public/Home/PressRelease/28046f9b138e4ecb8eae6f92a906d458

7. Кривая бескупонной доходности государственных облигаций (наклон)

В обычной ситуации процентные ставки по ценным бумагам с короткими сроками погашения ниже, чем по бумагам с длинными сроками, поэтому кривая доходности имеет наклон вверх (нормальная кривая). Если же краткосрочные процентные ставки начинают превышать долгосрочные и линия наклоняется вниз (инверсная кривая), то это означает ухудшение экономической ситуации в стране и ужесточение денежно-​кредитной политики ЦБ.

Сейчас можно наблюдать нормальную (наклон вверх) кривую бескупонной доходности.

Оценка индикатора: 1 (нормальный наклон)

Источники:    https://cbr.ru/hd_base/zcyc_params/                     AfterShock

Tags: Экономика России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments