26 мая – память святого Макария Каневского, игумена Пинского и Овручского
В 1605 году в Овруче, в знатном роду Токаревских родился мальчик, которому суждено было прославить свою малую родину под именем преподобномученика Макария.
Памятник прпмч. Макарию в Овруче
Сегодня Овруч – это украинское местечко на Житомирщине у границы с Белоруссией. Однако в то время, когда никто не знал ещё никаких Украины и Белоруссии, городок располагался в срединной части единой физико-географической и историко-культурной области, которая называлась Полесье. Простирается русское Полесье от Холмской земли (ныне Польша) до левобережья великорусской Оки (Брянская область, частично Калужская и Орловская).
В 1614–1620 гг. будущий святой обучался при овручском Успенском монастыре. Похоронив родителей, он стал иноком этой обители. В 1625 году епископ Пинска (сегодня это Брестская область Белоруссии) направляет монаха Макария в местный Купятичский монастырь. Здесь он в полной мере раскрывается как подвижник и возводится в священство.
В 1637 году купятичский игумен послал иеромонаха Макария к Киевскому митрополиту Петру Могиле с деньгами, собранными братией на перестройку Киевского Софийского храма. За пять лет до этого по благословлению святителя Петра и при поддержке православного запорожского казачества киевляне выбили из Софии униатов, которые при содействии польских властей захватили многие киевские храмы и монастыри ещё в начале века. «10 лет длилось восстановление Святой Софии, которая была совершенно опустошена, – сообщает Голосеевская хроника. – Без кровли, с обсыпавшимися стенами — так выглядела она внешне, а внутри имела еще более убогий вид. При святителе Петре ее полностью восстановили, обновили и украсили иконами».
Сегодня отогревшаяся на груди незалежной власти уния вновь претендует на Софию. Но, как видим, Софийский собор не только строился православным святым князем за полтысячелетия до Брестской унии, но и восстанавливался коштом православной церкви. Тем циничнее выглядят попытки нынешних президентов антиправославной Украины использовать Святую Софию как государственный объект в разного рода кощунственных целях (о чём в следующей нашей публикации – посвящённой уже Макарию Киевскому).
А в Макарии Каневском Пётр Могила сразу узрел преданного сына Церкви. На следующий год святитель назначил пинского иеромонаха настоятелем каменецкого Воскресенского монастыря под Гродно. Однако в 1642 году обитель захватили униаты, и Макария призвала обратно братия Купятичской обители – теперь уже игуменом. Через 18 лет, в 1660 году, он в сане архимандрита вернулся игуменом в родной овручский Успенский монастырь.
Макарий Каневский
«Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси, – читаем в житии святого Макария. – Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Более девяти лет продолжалась непрерывная борьба с латинополяками в Овруче. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии. Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. “Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, – говорил он. – Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?” (Пс.26,13). И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога».
Полякам же, сулившим Макарию всяческие блага за переход в унию, он отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем – Римским папой».
«Ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить братию покинуть монастырь, – сообщает ещё одно житие преподобного. – Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами (по другим сведениям, «поляками, подстрекаемыми иезуитами». – Д.С.), святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру».
Однако Киев, к тому времени очищенный войском русского царя от поляков, в столь ревностном защитнике веры от унии, уже не столь нуждался. Митрополит Киевский Иосиф назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Здесь появляются первые свидетельства о чудесах, творимых праведником (в том числе о его даре прозрения). Множество больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовные советы и исцеление.
Предсказал преподобный и разорение Канева, и собственную мученическую смерть при этом. Случилось это за два года до того, как 4 сентября 1678 года турки и татары напали на город. С крестом в руках игумен Макарий бесстрашно встретил их на паперти храма. Не станем описывать пытки, которым подвергли его захватчики. Отметим лишь, что в этом месте мы как будто переносимся во времена первохристианских римских мучеников. Святой, молясь Христу, переносил все мучения. 7 сентября 1678 года мучители отсекли ему голову, а тело бросили на площади. Прихожане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Узнав об этом, захватчики подожгли храм. Все пребывавшие в нем погибли. Когда же татары с крымцами покинули город, уйдя своим разорительным походом дальше, уцелевшие жители нашли на руинах и пепелище тело преподобномученика нетленным – он лежал в одной власянице (грубой волосяной одежде монаха-аскета) с крестом в руках. 8 сентября 1678 года каневцы погребли его под каменным жертвенником.
В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нём обнаружено его нетленное благоухающее тело. Тогда, в связи с продолжающейся опасностью нападений на обитель, святые мощи было решено переправить на левый берег Днепра, который Россия уже отвоевала у Речи Посполитой. С ними отправили и любимую книгу преподобного – «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла». 13 мая (по русскому стилю) 1688 года гроб святого перенесли в Переславль Русский (ныне Переяслав Киевской области). В 1942 году мощи прпмч. Макария были перенесены в Черкассы. С 1965 года они находятся в черкасском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Паломники сюда – в Среднее Поднепровье – теперь прибывают к преподобномученику не только с Волыни и из Белоруссии (он внесен в сонм как Волынских, так и Белорусских святых), но со всей России. Ведь как говорится в кондаке Русской церкви преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому, он не прекращает молиться за всех нас.