Проблема государственной безопасности
Мировая индустрия производства микросхем переживает самый серьёзный за последние годы кризис. Нехватка полупроводниковой продукции на мировом рынке грозит многомиллиардными убытками всем отраслям, нуждающимся в чипах, и, соответственно, странам, в которых такие отрасли играют заметную роль.
Кризис стал поводом для виртуальной встречи «по полупроводникам и устойчивости цепочек поставок», которую администрация США провела 12 апреля с руководством 20 компаний, включая Google, Alphabet, AT&T, General Motors, Samsung, Dell Technologies, Intel Corp и TSMC. Во встрече приняли участие советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан, председатель Национального экономического совета Брайан Диз и министр торговли Джина Раймондо.
В феврале президент США Байден подписал директиву на предмет изучения производственных и снабженческих цепочек, которые проходят через страны, способные «стать недружественными или нестабильными». Одной из целей директивы эксперты называют попытку США определить, насколько экономика и военно-промышленный комплекс США зависят от китайской продукции.
Сейчас США перешли от санкций против отдельных китайских компаний, использующих микросхемы (Huawei), к санкциям против разработчиков и производителей микросхем. Эти усилия – часть американской стратегии сдерживания Китая.
Нехватка полупроводниковых микросхем уже затормозила ряд производств от автомобилестроения до авиации и стала существенным фактором медленного восстановления мировой экономики. Например, Apple заявила, что увеличение производства новых iPhone-12 сдерживается нехваткой составляющих, производимых Qualcomm (США).
Указывается на две причины кризиса в производстве микросхем. Во-первых, оживление мировой экономики к концу 2020 г. вызвало в начале 2021 г. всплеск заказов на производство электроники. Во-вторых, китайские компании в прошлом году нарастили закупки микросхем на мировом рынке, и прежде всего у TSMC – крупнейшего в мире тайваньского производителя полупроводниковой продукции, чтобы создать запасы в условиях американских санкций в отношении таких компаний, как Huawei. Этому примеру последовала Apple. Кроме того, санкции США против крупнейшего китайского производителя микросхем SMIC усугубили ситуацию: переместили ещё больший спрос на тайваньских производителей, которые не справляются с заказами.
Воспользовавшись кризисом, администрация Байдена стремится сохранить лидерство США в полупроводниковой отрасли, для чего, во-первых, пересматривает цепочки поставок электронной продукции в США, включая поставки полупроводников, а во-вторых, пытается отрезать полупроводниковое производство в КНР от мировой цепочки поставок. Фактически американцы пытаются организовать антикитайский альянс в полупроводниковой отрасли. Особые надежды возлагаются на Японию, которая обладает лучшими в мире технологиями производства полупроводниковых материалов. США, видимо, попытаются принудить Японию следовать своим правилам экспортного контроля в отношении Китая.
Эти меры могут привести к ещё большему кризису в отрасли. Особенность полупроводниковой промышленности состоит в том, что она требует очень больших объёмов финансирования НИОКР, что окупается только при крупносерийном производстве и большом сбыте. «Без Китая, на долю которого приходится около 30% мирового рынка комплектующих к электронной продукции, американским и японским компаниям придётся нелегко», – пишет Global Times. В 2020 г. импорт интегральных схем в Китай составил 350 млрд. долл., что на 14,6% больше, чем в 2019 г.
Шэнь Минхуэй, научный сотрудник Китайской академии общественных наук, считает, что получить экономию на масштабе производства и при этом исключить китайский рынок и китайских производителей из цепочки поставок, не получится. Для этого правительству США придётся применять принудительные меры, такие как прямой запрет на экспорт микросхем.
Атаку на полупроводниковую отрасль КНР американцы начали с санкций против производителей суперкомпьютеров. Администрация Байдена 9 апреля включила китайскую Tianjin Phytium Information Technology (Phytium) и ещё 6 китайских структур в чёрный список компаний, якобы имеющих связи с китайскими военными. В результате TSMC приостановила с ними сотрудничество. Благодаря этим компаниям КНР на ноябрь 2020 г. занимала 214 мест среди 500 позиций рейтинга самых мощных суперкомпьютеров мира (42,8%). За Китаем идут США (113 мест, или 22,6%); правда, по суммарной производительности китайские суперкомпьютеры немного уступают США – 23,3% рейтинга против 27,5% соответственно. Россия с её двумя суперкомпьютерами находится в этом рейтинге на 21-м месте.
КНР не только является крупнейшим потребителем микросхем, но и в значительных количествах поставляет их на мировой рынок, поднимаясь вверх по цепочке создания добавленной стоимости. Ещё в 2017 году власти КНР, предвидя разворот США к антикитайскому курсу, резко ускорили НИОКР в этой отрасли, сделав упор на достижение независимости в производстве средств производства интегральных микросхем по передовым технологическим нормам (7 и 5 нанометров).
Предусмотрительность оправдалась, и отрыв Китая от лидеров отрасли сократился до минимума. В 2020 г. правительство Нидерландов под сильнейшим давлением администрации Трампа отказалось продавать китайской стороне станки литографической печати по передовой технологии экстремальной ультрафиолетовой литографии (EUV-литографии). Нидерландская ASML – единственная компания в мире, которая изготавливает такое оборудование. Кстати, в создание этой технологии внесли значительный вклад российские учёные; некоторые из них и сейчас работают на руководящих должностях в среднем звене этой компании.
А главное, санкции не застали КНР врасплох. Крупнейший китайский производитель микросхем SMIC в 2019 году освоил изготовление микросхем по технологии 14 нанометров, а недавно совершил прорыв в 7-нанометровом процессе.
Китайский опыт ценен и для России, где разработана Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года, освоено производство интегральных микросхем по нормам 65-нм техпроцесса. Однако большинство компонентов России по-прежнему приходится закупать за границей; в военном сегменте доля отечественных микросхем составляет около 85%, в гражданском – 30%; на мировом рынке доля российских микросхем едва достигает 1%.
В современных международных условиях опора на собственные силы в области микроэлектроники становится для России безальтернативным выбором.