Так называемая "холодная война 2.0", назревающая между США и Китаем/Россией, мало похожа на сценарий после Второй мировой войны. Нынешний сценарий отличается двумя фундаментальными аспектами: он не имеет корней в двух противоположных идеологиях коммунизма и капитализма, когда одна пытается подавить другую, и он меньше всего связан с установлением военного превосходства с точки зрения достижения постоянного ядерного превосходства над конкурирующим блоком. Нынешняя фаза соперничества между США и Китаем/Россией больше связана с сохранением односторонней гегемонии США над экономикой, технологиями и глобальной сферой влияния, чем с наступательными и оборонительными возможностями вооруженных сил. Подъем Китая и России бросает вызов США в большей степени с точки зрения одностороннего доминирования последних в основном невоенных областях, хотя и экономика, и технологии имеют также Военные последствия. Соответственно, в то время как первая холодная война включала договоры о контроле над ядерным оружием, "холодная война 2.0" больше связана с торговыми шагами и борьбой за такие технологии, как 5G. Кроме того, в то время как в центре внимания холодной войны была Европа, "холодная война 2.0" развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формирующемся центре мирового экономического роста.
Поэтому, если бы речь шла исключительно о военном превосходстве в численном отношении, ТО США явно бы им обладали. У США примерно в 20 раз больше ядерных боеголовок, чем у Китая. Он имеет вдвое больший тоннаж военных кораблей в море, включая 11 атомных авианосцев, по сравнению с двумя китайскими авианосцами. По сравнению с 600 истребителями Китая, у США их 2000. Имея 800 зарубежных военных баз, США имеют гораздо больше возможностей использовать свою военную силу в глобальном масштабе, чем Китай со своими тремя зарубежными базами.
Однако с точки зрения экономического и технологического прогресса Китай готов превзойти США к концу этого десятилетия; отсюда и растущее чувство США о сопротивлении этой потере господства.
Недавно вышедший комплексный обзор британской безопасности, обороны, развития и внешней политики говорит о том, что конкуренция Запада с Китаем “отличается”, требуя “новых рамок” интегрированной политики, охватывающей различные области геополитики, геоэкономики и геостратегии.
Комплексный обзор Великобритании подчеркивает, что растущее внимание к Азии не будет связано с военными базами и современными оборонными системами, но,
“... растущее участие в региональной торговле через CPTPP, поддержка действий по изменению климата и пропаганда британских ценностей, активизация наших отношений с Индией и наша просьба о предоставлении статуса партнера в АСЕАН. Наша роль в этом регионе заключается в том, что другие страны уже создали продуктивные форумы для взаимодействия, и нам не нужно изобретать велосипед.”
В документе поясняется, что Китай находится в центре этого внимания,
“Растущая мощь Китая и его международная самоуверенность, вероятно, станут самым значительным геополитическим фактором 2020-х годов. Масштабы и масштабы китайской экономики, численность ее населения, технический прогресс и растущее стремление проецировать свое влияние на мировую арену, например в рамках инициативы "Пояс и путь", будут иметь глубокие последствия во всем мире.”
Таким образом, Великобритания будет,
“... инвестируйте в укрепление потенциала Китая, с помощью которого мы будем развивать лучшее понимание Китая и его народа, улучшая нашу способность реагировать на системный вызов, который Китай ставит перед нашей безопасностью, процветанием и ценностями-а также нашими союзниками и партнерами.”
Запад, похоже, понимает, что, хотя растущая мощь Китая и России действительно представляет угрозу, кардинальным аспектом стратегии “систематических конкурентов, таких как Китай и Россия”, являются не военные ресурсы, а их крупные инвестиции в экономику.,
“... глобальная культурная проекция власти и информационные операции. Наши союзники также придерживаются более стратегического подхода: культурные отношения являются одним из трех столпов немецкой внешней политики и важной частью французской внешней политики. Наше восприятие других стран – и, следовательно, их мягкой силы – также все больше формируется в цифровом пространстве, движимом отдельными лицами и негосударственными субъектами, в том числе посредством дезинформации.”
США разделяют это мнение. Джейк Салливан, советник Байдена по национальной безопасности, понимает, что суть конкуренции с Китаем не в явном военном превосходстве. Цитирую Салливана,
“... Центральные предпосылки этого альтернативного подхода заключаются в том, что экономическая и технологическая мощь принципиально важнее традиционной военной мощи в установлении глобального лидерства ... и что физическая сфера влияния в Восточной Азии не является необходимым предварительным условием для поддержания такого лидерства.”
Поэтому администрация Байдена в большей степени сосредоточена на наращивании потенциала в областях, не имеющих прямого военного характера.
После первого телефонного звонка Байдена с Си в прошлом месяце чиновники Белого дома подчеркнули, что в то время как администрация Байдена продолжит конфронтационную политику администрации Трампа в отношении Китая, работа по конкуренции с Китаем начнется дома с поддержки технологий следующего поколения, таких как искусственный интеллект и сети 5G, в которых Китай угрожает взять на себя ведущую роль.
Тот факт, что США уделяют все большее внимание созданию новых альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, таких как "четверка", является скорее ответом на присутствие Китая в многонациональных пактах, таких как региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (которое включает страны АСЕАН плюс Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею и Японию), которые показывают, как Китай все больше перехитряет США с точки зрения международной политической экономии.
Создание нового многопланового альянса-это один из способов для США сохранить международную систему, основанную на правилах, которая служит их превосходству. Однако дело в том, что экономический рост Китая уже во многом превзошел американский. Присутствие России с ее собственными растущими связями с Европой показывает, что США уже потеряли свою всеобъемлющую конкурентоспособность как по отношению к своим союзникам, так и противникам. Таким образом, "холодная война 2.0" направлена скорее на то, чтобы остановить этот спад, чем на то, чтобы превзойти Китай и Россию по количеству ядерных боеголовок, истребителей, авианосцев и современных систем ПВО.
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”.